Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Формирование готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции

Формирование готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции

Актуальность. Художественный образ является основой любого вида искусства и занимает ведущее место в изобразительном творчестве, так как обладает обширной и значимой эстетической ценностью, демонстрируя результат выражения жизненного опыта художника. Анализ теоретических источников, образовательной практики детских художественных школ и процесса выполнения обучающимися сюжетно-тематической композиции выявил недооценку необходимости создания научно-обоснованных педагогических условий, позволяющих максимально подготовить обучающихся к созданию художественного образа. Это определяет актуальность исследования путей формирования готовности обучающихся к созданию художественного образа и его воплощению в творческой деятельности.

Материалы и методы. В экспериментальном исследовании приняли участие 47 обучающихся детских художественных школ № 1, 2 и 4 городского округа Саранск (Республика Мордовия, Российская Федерация). Использовалась методика «Линия горизонта». Для статистической обработки данных применялся критерий знаков G.

Результаты. Разработаны и апробированы педагогические условия, способствующие формированию готовности обучающихся к созданию художественного образа: формирование познавательного интереса; развитие эмоционально-образного восприятия предметов и явлений окружающего мира; создание ситуации успеха в творческой деятельности. Доказана статистическая значимость изменений по когнитивному (G = 4, p < 0,01 для n = 24), эмоциональному (G = 0, p < 0,01 для n = 15) и деятельностному (G = 4, p < 0,05 для n = 17) компоненту готовности, что свидетельствует о результативности созданных педагогических условий.

Выводы. Научно-методические продукты, созданные в процессе исследования (дифференциация особенностей компонентов готовности к творческой деятельности; состав педагогических условий, способствующих созданию художественного образа; характеристики этапов создания художественного образа в живописном произведении; обоснование методического подхода к педагогическому руководству работой обучающихся над созданием художественного образа и его воплощением средствами живописи) обогащают современную дидактику, методику высшего художественно-педагогического образования и образовательную практику новыми идеями и подходами к решению динамично возникающих проблем.

Ключевые слова: формирование готовности, художественный образ, художественное восприятие, художественное мышление, сюжетно-тематическая композиция, научно-методический продукт

Ссылка для цитирования: Варданян В. А., Хомякова И. В., Зобова И. О. Формирование готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 283-298. doi: 10.32744/pse.2020.4.19

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Варданян Валерий Амбарцумович (Россия, Саранск) - Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой художественного образования. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. E-mail: valera_vardanyan@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1446-5880. SCOPUS ID: 7205327936

Хомякова Ирина Викторовна (Россия, Саранск) - Кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. ORCID ID: 0000-0002-7138-6882. E-mail: ihomyakova@gmail.com 

Зобова Ирина Олеговна (Россия, Саранск) - Студентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. E-mail: jerlind@yandex.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: