Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Инклюзивное образование как основа профилактики сегрегации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование как основа профилактики сегрегации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных направлений социальной политики российского общества является создание условий для интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, их полноценного воспитания и обучения. Однако, принимаемые меры оказываются не способны всецело компенсировать негативные последствия сегрегации этой группы населения: деформации личностного развития и самоидентификации; проблемы взаимоотношения с окружающими и т.д. Фактором, поддерживающим сегрегацию, являются негативные социальные установки и стереотипы в отношении к людям с ОВЗ. Задачи интеграции будут успешно решаться в том случае, когда эти люди будут рассматривать как те, кто имеет равные права в получении образования, и оценивается как значительный резерв развития общества.

В октябре 2019 года на территории Челябинской области (Российская Федерация) проведен анкетный опрос, выполненный в рамках государственной программы «Доступная среда». Целью опроса явилось выявление у населения области представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья и отношения к ним.

Результаты анализа данных показали, что 43% респондентов разного возраста воспринимают людей с ограниченными возможностями здоровья как людей, имеющие определенные физические и/или психические особенности; 59% считают, что они должны жить в семье, которая способна создать условия для развития их возможностей; 81% опрошенных частично или полностью допускают совместное обучение детей с ОВЗ с их здоровыми сверстниками. В отношении к лицам с нарушениями развития доминирующим является чувство жалости, сочувствия, только 15% испытывают чувства, способствующие конструктивному взаимодействию. Оценивая личностные качества, 38% отмечают упорство в достижении цели, одновременно 55% опрошенных считают лиц с ОВЗ недостаточно инициативными.

Инклюзивное обучение признается как подход, который позволяет детям с ОВЗ легче социализироваться. Его реализация создает основу системы профилактики сегрегации лиц с ОВЗ, обеспечивая формирование у всех его участников качеств, блокирующих появление дискриминации.

Ключевые слова: сегрегация, лица с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия, последствия сегрегации, профилактика сегрегации

Ссылка для цитирования: Слепухина Г. В., Маметьева О. С., Степанова О. П. Инклюзивное образование как основа профилактики сегрегации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 360-370. doi: 10.32744/pse.2020.4.25

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Слепухина Галина Владимировна (Россия, Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Е-mail: g.slepukhina@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8321-4001

Маметьева Ольга Сергеевна (Россия, Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: olga_mametyeva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-9483-0555

Степанова Ольга Павловна (Россия, Магнитогорск) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: olga.psihea@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-5358-5362

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: