Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Мотивационные аспекты учебной деятельности у студентов инженерных

Мотивационные аспекты учебной деятельности у студентов инженерных

Актуальность темы исследования обусловливается необходимостью изучения условий обучения в международно-ориентированном университете, требующем развития надпрофессиональных навыков студентов. Практическая значимость изучения мотивационных аспектов учебной деятельности, вызывающих трудности освоения профессии, состоит в осуществлении более грамотной психокоррекции для повышения позитивного эмоционального фона студентов.

Исследование проведено на базе инженерной академии Российского университета дружбы народов (N = 94), с применением методик: «Опросник степени выраженности прокрастинации» (М.А. Киселева), «Опросник на склонность личности к прокрастинации» (Н.С. Козлова с соавт.), «Методика мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильина), «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт, Г.Л. Флетт), «Тест – опросник диагностики мотивации достижения» (А. Мехрабиан). В исследовании были использованы методы математической статистики: сравнительный (U-Манна-Уитни), корреляционный (r-Спирмена) и факторный анализ (метод главных компонент).

Выявлено, что студенты с высокой мотивационной недостаточностью откладывают на будущее актуальные задачи деятельности, что связано скорее с личностными особенностями, чем с самой ситуацией или интенсивностью характера обучения. Они склонны к более высокой тревожности (U= 142,5, p≤0,01) и мотивированы скорее на внешний результат учебной деятельности в форме получения диплома (U= 169,5, p≤0,01), чем на внутренние содержательные аспекты освоения профессии. Студентам исследуемой выборки свойственно бездействие в те моменты, когда они обнаруживают возникающие при выполнении работы трудности, с которыми, по их мнению, им будет сложно справиться (r = 0,741, p ≤ 0,01). Мотивационные трудности связываются также с отсутствием внутренних ресурсов личности для поддержания активности при низкой вовлеченности (r = — 0,280, p ≤ 0,01), т.е. для выполнения учебной деятельности студенты нуждаются во внешне поддерживаемом интересе при отсутствии опоры на внутреннюю необходимость (r = 0,376, p ≤ 0,01).

В связи с полученными результатами требуются отдельные формы мотивационной поддержки студентов в формате индивидуального и группового психологического сопровождения на базе Кабинета психологической поддержки, реализующего работу в университете.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивация достижения, мотивация избегания, мотивационная недостаточность, прокрастинация, перфекционизм

Ссылка для цитирования: Пилишвили Т. С., Медведева И. А., Фомина М. И. Мотивационные аспекты учебной деятельности у студентов инженерных специальностей // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 326-337. doi: 10.32744/pse.2020.4.22

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Пилишвили Татьяна Сергеевна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики. Российский университет дружбы народов. E-mail: pilishvili-ts@rudn.ru. ORCID ID: 0000-0002-5743-2627

Медведева Ирина Андреевна (Россия, Москва) - Студент кафедры психологии и педагогики. Российский университет дружбы народов. E-mail: medweirina@yandex.ru

Фомина Милена Игоревна (Россия, Москва) - Студент кафедры психологии и педагогики. Российский университет дружбы народов. E-mail: mif.mi.15@yandex.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: