Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Сравнительный анализ дидактических затруднений российских и зарубежных педагогов

Сравнительный анализ дидактических затруднений российских и зарубежных педагогов

Необходимость решения задачи повышения качества образования актуализирует осмысление проблемы выявления, установления причин возникновения, разработки способов преодоления дидактических затруднений педагогов в условиях информационного общества. Однако научных исследований, опирающихся на результаты трудов зарубежных ученых по данной проблематике, системно отражающих суть вопроса для российских школ в сравнительном плане в современных условиях, не обнаружено. При этом сравнительный анализ может способствовать более глубокому пониманию образовательной ситуации в контексте исследования профессиональных дидактических трудностей как российских, так и зарубежных учителей. Гипотезой исследования выступает предположение о наличии инвариантных (вне зависимости от исторического времени, страны) и вариативных (определяемых социокультурными условиями конкретной страны, территориальным расположением образовательной организации (село-город), профессионально-личностными характеристиками педагога и др.) затруднений учителей. Цель исследования – постановка и характеристика текущего состояния проблемы выявления, установления причин возникновения, разработки способов преодоления дидактических затруднений педагогов в сравнительном аспекте.

Методологическими основаниями выступают системный, мониторинговый и праксеологический подходы с ведущими методами контент-анализа, «панельного исследования», теоретического обобщения эмпирических данных по итогам деятельности 15 инновационных региональных площадок Кировской области (выборка из 68 учителей городских и сельских школ). Результаты применения методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов» позволили подтвердить теоретические выводы по затруднениям зарубежных педагогов и зафиксировать эмпирические факты дидактических затруднений учителей России. Так, выявлены значительные сходства между затруднениями учителей исследуемых групп по 10 изучаемым блокам (50 компетенций) учителя: личностного, правового, экономического, управленческого, общекультурного, общеобразовательного, коммуникативного, психологического, методологического, технологического. При обработке использованы качественные методы математической статистики. Городские педагоги демонстрируют более высокий уровень профессиональных затруднений. По всем исследуемым компетенциям выявлены трудности различной степени. Выделено 4 группы затруднений: 1-я группа: затруднения, испытываемые более 50% педагогов (по 3 показателям); 2-я – от 40 до 50% (5-6 показателей); 3-я группа – от 30 до 40% (более 10); 4-я группа – менее 30% (около 30). При этом обнаружилось, что более половины респондентов испытывают трудности из-за невысокого уровня владения цифровыми технологиями; наличие профессионального дефицита в педагогической коммуникации подтверждается выбором показателя «контактность с людьми» (43,24 сельских и 72,73% городских педагогов); вызывает затруднение самостоятельное изучение дидактических теорий учителями и достижение метапредметных результатов и др.

Разработанная авторами классификация трудностей учителей по основанию «проектирование, реализация и анализ целостного обучения», позволяющая систематизированно выявить сходные и отличные элементы дидактических затруднений педагогов в России и за рубежом; представленная авторская интерпретация термина «дидактические затруднения педагогов» в контексте определения осей дидактического треугольника; обобщенные научно-методические варианты преодоления дидактических затруднений педагогов общего образования в России и за рубежом (организация методической работы в школе, проведение тренингов общения и креативности для учителей по актуальным темам) расширяют теоретические представления по исследуемой проблеме и могут быть полезными при организации деятельности школьных, муниципальных и региональных методических служб при реализации научно-методического сопровождения учителей общего образования.

Ключевые слова: дидактический процесс, дидактические затруднения педагогов, причины дидактических затруднений, преодоление дидактических затруднений, праксеология, синергетика, компаративистская педагогика

Ссылка для цитирования: Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Сравнительный анализ дидактических затруднений российских и зарубежных педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 468-486. doi: 10.32744/pse.2020.4.33

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Коршунова Ольга Витальевна (Россия, Киров) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Вятский государственный университет. E-mail: okorchun@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2633-0305. Researcher ID: D-4048-2017

Селиванова Ольга Геннадьевна (Россия, Киров) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. Вятский государственный университет. E-mail: selivanog@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8068-884Х. Researcher ID: G-2 r69-2017

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: