Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников с речевыми нарушениями

Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников с речевыми нарушениями

Актуальность данного исследования определена необходимостью изучения детей с ограниченными возможностями здоровья и создания для них специальных условий психолого-педагогического сопровождения и образования. Целью исследования стало выявление специфических особенностей социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В исследовании приняли участие 49 детей дошкольного возраста, среди которых 24 дошкольника с нормой психического развития и 25 детей с общим недоразвитием речи. В констатирующем эксперименте использовалась батарея методик оценки социально-коммуникативного развития дошкольников, а также методы математической статистики (χ2-критерий Пирсона).

В ходе проведения исследования разработана структура социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, включающая мотивационный, когнитивный, поведенческий и оценочный компоненты. Экспериментально выявлено, что для дошкольников с нарушениями речи характерно преобладание низкого уровня социально-коммуникативного развития. Статистистический критерий χ2-Пирсона показал различия в уровневом распределении дошкольников с нормой психического развития и с общим недоразвитием речи по мотивационному (χ2=6,12, р=0,047), коммуникативно-речевому (χ2=8,15, р=0,017) и поведенческому (χ2=9,85, р=0,007) компонентам социально-коммуникативного развития; по когнитивному (χ2=2,7, р=0,259) и оценочному (χ2=2,16, р=0,339) компонентам статистически значимых различий в группах не выявилось.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется доминированием делового мотива общения со взрослыми; недостаточностью и смысловой подменой представлений о нравственных качествах и нормах; низким уровнем развития коммуникативных и речевых умений; нарушением регуляции поведения и неумением правильно оценивать свои поступки и поведение сверстников.

Перспективой исследования является разработка специальных методических средств с целью повышения уровня социально-коммуникативного развития детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, дети дошкольного возраста, речевые нарушения, дошкольники с речевыми нарушениями

Ссылка для цитирования: Хмелькова Е. В., Башмакова С. Б., Луковенко Т. Г., Астафьева М. А., Федотова А. Е. Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников с речевыми нарушениями // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 371-382. doi: 10.32744/pse.2020.4.26

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Хмелькова Елена Вячеславовна (Россия, г. Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии. Вятский государственный университет. E-mail: Hmelkova2008@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-2966-9878

Башмакова Светлана Борисовна (Россия, г. Киров) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии. Вятский государственный университет. E-mail: usr11350@vyatsu.ru. ORCID ID: 0000-0001-8229-3983. Scopus ID: 57200335831

Федотова Анастасия Евгеньевна (Россия, г. Чебоксары) - Старший преподаватель. Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева. E-mail: anastasia888@list.ru. ORCID ID: 0000-0001-8506-9135

Луковенко Татьяна Геннадьевна (Россия, г. Хабаровск) - Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогического и дефектологического образования. Тихоокеанский государственный университет. E-mail: 009854@pnu.edu.ru

Астафьева Мария Анатольевна (Россия, г. Хабаровск) - Старший преподаватель кафедры педагогического и дефектологического образования. Тихоокеанский государственный университет. E-mail: 009520@pnu.edu.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: