Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Технология развития критического мышления в процессе формирования когнитивного компонента управленческой компетентности будущих педагогов

Технология развития критического мышления в процессе формирования когнитивного компонента управленческой компетентности будущих педагогов

Актуальность исследования обусловлена тем, что целенаправленному формированию у будущих педагогов готовности осознанно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся в процессе подготовки в вузе уделяется недостаточное внимание. В связи с этим, знания педагогического управления часто приобретаются будущими учителями стихийно, уже в процессе непосредственной педагогической деятельности.

Цель исследования заключалась в выявлении результативности применения технологии развития критического мышления в процессе формирования когнитивного компонента управленческой компетентности будущих педагогов.

Материалы и методы. Базой исследования выступил Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь). В эксперименте приняли участие 156 студентов – будущих педагогов. Применялись методы исследования: теоретические – анализ научной информации, целеполагание; эмпирические – эксперимент, тестирование по составленному нами опроснику для исследования уровня сформированности когнитивного компонента управленческой компетентности, анализ продуктов деятельности обучающихся; статистические – анализ эффективности формирующего эксперимента с помощью критерия χ2- Пирсона.

Результаты. Определено, что применение технологии развития критического мышления способствует успешному формированию когнитивного компонента управленческой компетентности будущих педагогов. Связь между выделенными признаками в экспериментальных группах характеризуется статистической значимостью (χ2 =  11,980; χ2 = 26,914; χ2 = 26,307; χ2 = 26,421) при уровне значимости р<0,01 (df=2). На контрольном этапе студенты демонстрировали практико-ориентированный характер управленческих знаний, осознанно применяли их в решении образовательных задач, прогнозировали последствия принятых педагогических решений, показывали целостные представления о методах, приемах и средствах управления образовательной деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: управленческая компетентность будущих педагогов, когнитивный компонент, когнитивный критерий, когнитивная технология обучения, технология развития критического мышления, технологический прием

Ссылка для цитирования: Серякова С. Б., Никитовская Г. В. Технология развития критического мышления в процессе формирования когнитивного компонента управленческой компетентности будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 180-192. doi: 10.32744/pse.2020.4.12

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Серякова Светлана Брониславовна (Россия, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии. Московский педагогический государственный университет. E-mail: sb.seryakova@mpgu.su. ORCID ID: 0000-0003-4294-2373. Scopus ID: 57200566611

Никитовская Галина Владимировна (Приднестровье, Тирасполь) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий. Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. E-mail: niki809@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7462-1027

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: