В настоящее время подготовка современных бакалавров – будущих инженеров претерпевает изменения. Так, при разработке и реализации образовательных программ следует учитывать, что будущему выпускнику предстоит решать задачи разной сложности, находя как традиционные, так и нетривиальные пути их решения. Для этого необходимо формировать качества личности, которые неспецифичны для определенной профессии, но необходимы для современного профессионала – в федеральных государственных образовательных стандартах они выражены в виде универсальных компетенций; к таким качествам относится проектная компетентность.
Исследование проводилось в Политехническом институте Сибирского федерального университета. Всего в педагогической и опытно-экспериментальной работе принимало участие 298 студентов 1 и 2 курса – будущих бакалавров.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез и обобщение научной психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативно-правовой базы высшего образования; эмпирические – эксперимент, тестирование для оценки уровня развития компонентов проектной компетентности – по тест-опроснику «Шкала оценки потребности в достижении» А.А. Карелина для оценки мотивационно-ценностного компонента, по авторскому опроснику для определения проектных знаний будущих бакалавров (оценка когнитивного компонента), по опроснику «Цель – средство – результат» А.А. Карманова (деятельностный компонент), а также по опроснику В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – 98» (рефлексивно-оценочный компонент). Для оценки значимости различий между контрольными и экспериментальными группами использовался критерий φ–Фишера. Для оценки значимости динамических изменений внутри одной выборки применялся G-критерий знаков.
Сформулированы организационно-педагогические условия: обогащение содержания образования материалом, представляющим сущность такой интегративной среды; вовлечение будущих бакалавров в проектную деятельность осуществляется при актуализации их субъектной позиции относительно собственного образования в соответствии с требованиями к будущей профессиональной деятельности. В контрольных выборках (без создания специальных организационно-педагогических условий) наблюдались незначительные изменения (p>0,05)): доля респондентов с низким уровнем развития компонентов проектной компетентности сократилась в среднем на 7%, а доля респондентов с высоким уровнем – в среднем возросла на 5,4%. В экспериментальных группах (со специальными организационно-педагогическими условиями) изменения значительные (p<0,01)): количество студентов с низким уровнем развития компонентов уменьшилось в среднем на 29,2%, а с высоким уровнем студентов стало больше на 33,2%.
Ключевые слова: проектная компетентность, инженерные направления подготовки, учебная и внеучебная проектная деятельность, субъектная позиция будущих бакалавров
Ссылка для цитирования: Пикалова А. А., Шершнева В. А. Развитие проектной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений подготовки на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 138-151. doi: 10.32744/pse.2020.4.9
Информация об авторах:
Пикалова Альбина Александровна (Россия, Красноярск) - Старший преподаватель кафедры Тепловых электрических станций Политехнического института. ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». E-mail: pikalova_albina@mail.ru Шершнева Виктория Анатольевна (Россия, Красноярск) - Доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры Прикладной математики и компьютерной безопасности Института космических и информационных технологий. Сибирский федеральный университет. E-mail: vshershneva@yandex.ru