Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования вторичной языковой личности

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования вторичной языковой личности

Проводимые в нашей стране реформы образования обуславливают становление более открытого государства, готового к взаимодействию со всеми странами мира. Одно только знание иностранного языка не обеспечивает способность человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, ему необходимы знания в области реалий страны изучаемого языка, менталитета ее представителей. Таким образом, целью языкового образования является формирование вторичной языковой личности. Выпускникам образовательных учреждений предъявляются высокие требования не только к уровню владения иностранным языком, но и к умению общаться в разных ситуациях, следовательно, требуется эффективный подход к обучению иностранному языку, в частности, такой как интерактивные методы.

Основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых; диагностические методики, включающие анкетирование (анкета Т.Д. Дубовицкой) и тестирование на определение уровня коммуникативных способностей по методике В. Ф. Ряховского, а также статистические методы обработки данных (χ2-Пирсона). Нами был проведён педагогический эксперимент среди студентов третьего-четвёртого курсов основной и второй специальности (немецкий язык) факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и на базе филиала ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» в г. Челябинске в период с 2018 по 2020 гг. в естественных условиях образовательного процесса вуза. Состав экспериментальной группы – 26 человек; состав контрольной группы: 22 человека. Всего в эксперименте приняло участие 48 студентов. На занятиях со студентами экспериментальных групп были использованы интерактивные методы обучения на уроках иностранного (немецкого) языка. Со студентами контрольной группы занятия проводились в обычном режиме.

После проведённого эксперимента мы выявили, насколько изменилась мотивация студентов к изучению иностранного языка. Были выявлены статистически значимые различия в экспериментальной группе «до» и «после» по уровням сформированности мотивационного компонента (χ2 = 3,238; p = 0,199 > 0,05); процессуального компонента (χ2 = 6,171; p = 0,046 < 0,05); личностного компонента (χ2 = 6,667; p = 0,036 < 0,05).

Полагаем, что использование интерактивных методов обучения на уроке иностранного языка способствует формированию интерактивной компетенции, основой которой является необходимость сочетать языковую компетенцию, профессиональные знания и умения, а также социально-поведенческий контекст. Всё это создаёт условия для формирования вторичной языковой личности. Перспективы нашего дальнейшего исследования мы связываем с изучением формирования вторичной языковой личности при использовании аутентичных материалов.

Ключевые слова: вторичная языковая личность, иностранный язык, интерактивная компетенция, интеракция, интерактивные методы, мотивация, педагогические условия

Ссылка для цитирования: Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Власенко О. Н., Штыкова Т. В. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования вторичной языковой личности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 237-252. doi: 10.32744/pse.2020.4.16

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Быстрай Елена Борисовна (Российская Федерация, г. Челябинск) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: bistraieb@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0001-5976-3465

Белова Лариса Александровна (Российская Федерация, г. Челябинск) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: telems74@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0002-2036-6937 

Власенко Ольга Николаевна (Российская Федерация, г. Челябинск) - Старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: vlasenkoon@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0002-2564-7797

Штыкова Татьяна Валентиновна (Российская Федерация, г. Челябинск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: shtykovatv@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0002-5256-5885

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: