Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы

Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы

Проблема и цель. Стандарт, характеризующий профессиональные функции педагога в цифровой школе, определяет в качестве необходимых требований: умения поиска, оценки качества и эффективного применения инновационных технологий; поддержки информационной образовательной среды; проектирование траектории развития личности обучающегося. Формирование соответствующих умений в рамках вузовской подготовки учителей осложняется рядом проблем программно-технического, пользовательского и методического характера. Авторы предлагают для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы и оснащения их необходимыми средствами реализации профессиональной деятельности в соответствии с требованиями стандартов использовать возможности интерактивных универсальных сервисов.

Методы исследования. Для получения теоретических обобщений применялся анализ теоретических источников и нормативных документов в сфере образования, обобщение результатов обработки эмпирических данных и материалов анкетирования. Авторская анкета учитывает профессиональные, профориентационные, популяризационные трудовые функции педагога. Исследование проводилось среди бакалавров и магистров Вятского государственного университета г. Кирова, Россия. В эксперименте были задействованы 125 студентов на протяжении 2019-2020 годов. Обработка результатов эксперимента осуществлялась при помощи Google-сервисов (Google-класс, таблицы, формы). Статистическая проверка достоверности полученных результатов выполнена с использованием критерия χ2 (хи-квадрат) Пирсона.

Результаты. Уточняется сущность понятия «интерактивный сервис», «digital-навыки» именно в контексте подготовки будущих педагогов цифровой школы. Исследован потенциал интерактивных ресурсов относительно эффективности освоения учителями направлений профессиональной деятельности: универсальные возможности для индивидуализации учебного процесса, учёта особенностей мышления обучающихся; поддержки познавательной активности; организация дидактического материала с учетом специфики предмета; доступное представление фундаментальных понятий и т.д. Выявлены проблемы, влияющие на формирование digital-навыков, информационной компетентности будущих педагогов как условий успешной профессиональной самореализации: трудности оценки качества применяемых сервисов; необходимость повышения мастерства; ресурсозатратность, быстрая смена приоритетов цифровой среды относительно технологий и т.п. Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы описаны на примере ресурсов StudyStack и Formative. Качественная оценка их влияния на эффективность обучения выполнена в ходе специально организованного анкетирования в рамках двунаправленного педагогического эксперимента.

Заключение. Использование выделенных возможностей универсальных интерактивных сервисов способствует формированию digital-навыков и информационной компетентности будущих педагогов цифровой школы, создаёт дополнительные условия для повышения уровня способности и готовности студентов педагогических специальностей осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагогическая деятельность, информационная компетенция, digital-навыки, интерактивные задания, универсальность, многофункциональность

Ссылка для цитирования: Соболева Е. В., Суворова Т. Н., Ниматулаев М. М., Новосёлова С. Ю. Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 441-458. doi: 10.32744/pse.2020.3.32

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Соболева Елена Витальевна (Россия, г. Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры цифровых технологий в образовании. Вятский государственный университет. E-mail: sobolevaelv@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3977-1246

Суворова Татьяна Николаевна (Россия, г. Киров) - Доцент, доктор педагогических наук, и. о. зав. кафедрой цифровых технологий в образовании. Вятский государственный университет. E-mail: suvorovatn@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3628-129X

Ниматулаев Магомедхан Магомедович (Россия, г. Москва) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Бизнес-информатика». Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. E-mail: mnimatulaev@fa.ru. ORCID ID: 0000-0003-4290-6073

Новоселова Светлана Юрьевна (Россия, г. Сочи) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания. Сочинский институт (филиал). Российский университет дружбы народов. E-mail: novoselovaapk@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2289-6878


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: