Перспективы науки и образования

Главная » Коррекционная педагогика » Изучение когнитивных и волевых процессов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Изучение когнитивных и волевых процессов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В современном образовательном пространстве младшие школьники с нарушениями речи испытывают трудности обучения, которые приводят к стойкой неуспеваемости по всем предметам школьной программы. Коррекция речевого дефекта не решает всех проблем с обучением. В связи с этим появляется необходимость более глубокого изучения других процессов, включённых в механизмы речи (когнитивных и волевых), что обуславливает актуальность исследования.

Исследование построено на теоретических положениях о механизмах функционирования и взаимосвязи сложно организованной структуры иерархически выстроенных процессов речемыслительной деятельности. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ города Тюмени. В нем принимали участие 87 младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (9-10 лет). Методами исследования являлись анализ литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования (SPSS), с последующим анализом полученных данных. В исследовании использовались методики изучения серно-перцептивных процессов (Т.Г. Визель, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, проба Поппельрейтера), когнитивных операций (А.А. Таракановой), звукопроизношения (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной); самоконтроля (Г.М. Криницыной).

Исследование когнитивных и волевых процессов осуществлялось по четырем блокам. Первый блок – изучение сенсорно-перцептивных процессов (тактильно-оральные ощущения, зрительное и слуховое восприятие). Второй блок – изучение когнитивных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция и классификация). Третий блок – изучение звукопроизношения (произношение звуков в словах, предложениях, самостоятельной речи). Четвертый блок – изучение самоконтроля за сенсорно-перцептивными процессами, когнитивными операциями и звукопроизношением.

Результаты изучения когнитивных и волевых процессов поверглись количественному и качественному анализу, согласно которым были выделены группы младших школьников с тяжелыми нарушениями речи по уровням сформированности изучаемых процессов. У всех обследуемых в разной степени выявлены нарушения когнитивных и волевых процессов. У них преобладает нарушение функций самоконтроля и когнитивных операций при выполнении заданий на слух, наблюдается нарушение процесса программирования и структурирования речевого материала. Выявлены статистически значимые зависимости между: звукопроизношением и самоконтролем (r = 0,76; p < 0,01); сенсорно-перцептивными процессами и самоконтролем (r = 0,493; p < 0,05); когнитивными операциями и сенсорно-перцептивными процессами (r = 0,73; p < 0,01); когнитивными операциями и самоконтролем (r = 0,789; p < 0,01).
Преодоление трудностей обучения возможно при включении в коррекцию речи направлений по развитию когнитивных и волевых процессов.

Ключевые слова: сенсорно-перцептивные процессы, когнитивные операции, волевые процессы, самоконтроль, речевая деятельность, тяжелые нарушения речи

Ссылка для цитирования: Скоробогатова Н. В., Лихачёва Н. Л., Пивненко В. В., Конакова М. С. Изучение когнитивных и волевых процессов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 379-395. doi: 10.32744/pse.2020.3.28

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Скоробогатова Наталья Владимировна (Россия, г. Шадринск) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии. Шадринский государственный педагогический университет. E-mail: skor_nv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7064-4595 

Лихачёва Наталья Львовна (Россия, г. Шадринск) - Доцент, кандидат психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Шадринский государственный педагогический университет. E-mail: kaf_kpsp@shgpi.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-0245-0190 

Конакова Марина Сергеевна (Россия, г. Тюмень) - Старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования. Тюменский государственный университет. E-mail: marina_makarova_13@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2579-9504

Пивненко Валерия Витальевна (Россия, г. Тюмень) - Старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования. Тюменский государственный университет. E-mail: v.v.pivnenko@utmn.ru. ORCID ID: 0000-0001-8503-7870

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: