Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Когнитивная модель в структуре педагогической технологии

Когнитивная модель в структуре педагогической технологии

Введение. Актуальность темы связана с необходимостью повышения качества образования на основе междисциплинарного переноса базовых принципов работы нейронных сетей мозга на педагогическое проектирование когнитивной модели и на её апробацию через педагогическую технологию формирования готовности курсантов к деятельности в экстремальной ситуации.

Методы исследования. Анализ структуры результата образовательной деятельности, дедуктивное построение когнитивного опыта обучающихся. В педагогическом эксперименте приняло участие 105 курсантов Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.

Результаты. 1. Выявлены четыре основных нейрофизиологических принципа, на основе которых построена когнитивная модель обучения курсантов: а) доминанта мышления; б) взаимосвязь интеллектуальных объектов; в) обратная афферентация; г) иерархия социально значимых ролей. 2. Разработана когнитивная модель в конкретных организационно-педагогических условиях военной образовательной организации через перманентную мотивацию курсантов, формирующую дополнительные нейронные связи вокруг значимого ядра содержания образования, формирующего готовность к деятельности в экстремальной ситуации. 3. С помощью стандартизированного теста Рейдаса установлена положительная динамика уверенности курсантов в успешности выполнения служебно-боевых задач, связанных с деятельностью в экстремальной ситуации. Полная неуверенность в себе на «выходе» из эксперимента снизилась на 3%, то твёрдая уверенность в себе возросла на 7%.

Заключение. 1. Формирование профессионального опыта будущего офицера с использованием базовых принципов нейрофизиологии целесообразно вести с обозначением значимой актуальной цели, тесно связанной с ситуативным и даже личностно-ориентированным когнитивным контекстом. Для личностного обращения содержания образования обозначается такая цель, которая играет роль мотивирующей доминанты. Актуализация цели производится благодаря стандартизированным тестам и опроснику, ответы на вопросы которого позволяют сформировать представление об особенностях мышления каждого курсанта. 2. Навыки выполнения курсантами сложных и даже опасных заданий должны быть рассмотрены в структуре профессиональной компетенции обучающихся как самоорганизующейся системе. 3. Когнитивная модель формирования готовности к деятельности в экстремальной ситуации распространяется на все учебные дисциплины.

Ключевые слова: дидактика, педагогическая технология, нейросеть, когнитон, дефолт-система

Ссылка для цитирования: Ярославцева Н. В., Колухамбеков А. С., Цыбулько А. А., Ширшов А. Г., Дахин А. Н. Когнитивная модель в структуре педагогической технологии // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 65-76. doi: 10.32744/pse.2020.3.5

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Ярославцева Наталья Васильевна (Россия, Новосибирск) - Кандидат педагогических наук, директор. Новосибирский институт мониторинга и развития образования. ORCID ID: 0000-0003-2105-4836. E-mail: nvya.nimro@gmail.com

Колухамбеков Алексей Садович (Россия, Новосибирск) - Адъюнкт. Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. ORCID ID: 0000-0003-4571-9249. E-mail: AKolukhambekov@yandex.ru

Цыбулько Алексей Александрович (Россия, Новосибирск) - Старший преподаватель, кафедра тактики служебно-боевого применения подразделений. Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. ORCID ID: 0000-0002-7882-0397. E-mail: tsybulko-79@mail.ru 

Ширшов Алексей Геннадьевич (Россия, Новосибирск) - Преподаватель, кафедра управления повседневной деятельностью. Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. ORCID ID: 0000-0002-1187-9917. E-mail: shirshov.74@inbox.ru

Дахин Александр Николаевич (Россия, Новосибирск) - Доктор педагогических наук, профессор, кафедра военной педагогики и психологии. Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. ORCID ID: 0000-0001-6229-3169. E-mail: dakhin@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: