Введение. Требования к профессиональной подготовке будущих офицерских кадров, способных принимать нестандартные решения профессиональных задач и необходимость формировать коммуникативную иноязычную компетенцию будущих военных специалистов в условиях активного международного сотрудничества актуализирует поиск эффективных педагогических технологий и условий интеллектуально-творческого развития курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования. Сегодня не снято противоречие между объективной потребностью практики в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса и недостаточной его технологической разработанностью на учебных занятиях по иностранному языку в военном вузе. Проблема исследования состоит в разрешении данного противоречия.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие курсанты ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (г. Калининград), Воронежского института ФСИН России. Результаты теоретико-эмпирических материалов основываются на понятийно-терминологическом анализе, педагогическом наблюдении, тестировании, экспертных оценках, количественно-качественном сравнении и методе математической статистики (критерий χ2-Пирсона).
Результаты. Количественно-качественный анализ статистических данных показал, что реализация авторской технологии посредством активации определенных механизмов на каждом ее этапе на основе коммуникативно-исследовательского подхода, реализующего принципы мотивационной творческой деятельности, проблемности, интеграции, праксеологической направленности и рефлексивности, а также создание педагогических условий способствует значительному повышению уровня интеллектуально-творческого развития курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования (χ2 = 23,021).
Выводы. Авторами впервые предложена эффективная технология и выявлены педагогические условия интеллектуально-творческого развития как многокомпонентного процесса совершенствования интеллектуальных и творческих навыков и умений с целью самореализации и самоактуализации личности курсанта в военно-профессиональной деятельности. Развивающий потенциал иноязычного образования через диалог культур способствует формированию личности будущего офицера как субъекта родной культуры, владеющего системно-прогностическим мышлением на основе решения речемыслительных задач различной сложности, отражающих содержание профессионального общения.
Ключевые слова: интеллектуально-творческое развитие, иноязычное образование, курсанты военного вуза, системно-прогностическое мышление
Ссылка для цитирования: Волынкина Н. В., Гладких В. В., Ларина Т. В. Интеллектуально-творческое развитие курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 87-95. doi: 10.32744/pse.2020.3.7
Информация об авторах:
Волынкина Наталия Валериевна (Россия, Воронеж) - Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков. ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». E-mail: Volynkina_n@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2535-7785 Гладких Валентина Владимировна (Россия, Воронеж) - Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков. ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». E-mail: voenprof.gv@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-4058-9011 Ларина Татьяна Владимировна (Россия, Воронеж) - Доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков. ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». E-mail: TaniaLar2008@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-7149-4568