Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Междисциплинарная интеграция иноязычного обучения как инструмент формирования способности к самоорганизации специалиста нового поколения

Междисциплинарная интеграция иноязычного обучения как инструмент формирования способности к самоорганизации специалиста нового поколения

Введение. Вопросы формирования универсальных компетенций, связанных со способностью к профессиональной самоорганизации и саморазвитию студентов вуза являются приоритетными задачами современной системы высшего образования. Целью статьи является анализ потенциала дисциплины «Иностранный язык» как эффективного инструмента достижения поставленной цели на основе механизмов междисциплинарной интеграции, в том числе в условиях дистанционного обучения.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к организации обучения иностранному языку на основе CLIL – технологии. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме в работах российских и зарубежных ученых; диагностические методики (анкетирование с помощью «Опросника самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандриковой, а также методом анонимного группового анкетирования c вопросами открытого и закрытого типов). В экспериментальном обучении приняли участие 40 студентов (N=40) первого курса гуманитарных направлений подготовки («Социология» и «Социальная работа») Петрозаводского государственного университета. Проверка статистической значимости полученных данных проводилась с помощью парного t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования. Отмечено улучшение показателей испытуемых по шкалам «Планомерность», «Целеустремлённость», «Самоорганизация». В группе юношей результаты по шкале «Планомерность» не достигли минимальных средних значений (12,19≤14,42). По шкалам «Целеустремлённость» и «Самоорганизация» полученные данные участников экспериментального обучения оказались в диапазоне допустимых средних значений (29,41 ≥ 28,14 и 5,12≥4,99 для юношей; 25,99 ≥25,35 и 6,13≥5,35 для девушек).

Обсуждение результатов. Подтверждено предположение о возможности формирования в ходе обучения иностранному языку студентов гуманитарных направлений способности к самоорганизации; доказана целесообразность применения предложенной методики для дальнейшего её развития.

Выводы. Использование в обучении иностранному языку, начиная уже с первого курса, технологий, направленных на развитие способности самоорганизации и саморазвития студентов, будет содействовать эффективной профессиональной подготовке будущего специалиста, обладающего такими конкурентными качествами, как стрессоустойчивость, умение эффективно планировать свою деятельность и функционировать в быстроменяющихся обстоятельствах.

Ключевые слова: универсальные компетенции, самоорганизация, междисциплинарная интеграция, метод CLIL

Ссылка для цитирования: Шишмолина Е. П. Междисциплинарная интеграция иноязычного обучения как инструмент формирования способности к самоорганизации специалиста нового поколения // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 182-194. doi: 10.32744/pse.2020.3.14

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторе:

Шишмолина Елена Петровна (Россия, Петрозаводск) - Доцент, кандидат педагогических наук. Петрозаводский государственный университет. E-mail: elena.shishmolina@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6253-1788. Scopus ID: 57196031544. Researcher ID: AAI-6786-2020

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: