Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Обобщенная характеристика диагностик метакомпетентности

Обобщенная характеристика диагностик метакомпетентности

Реализация компетентностного подхода в практике образования предполагает мониторинг развития исследуемой компетентности обучающихся. Обеспечением этой процедуры является адекватно сформированный диагностический инструментарий. Статья посвящена выбору и обоснованию диагностических средств оценки уровня сформированности метакомпетентности обучающихся, которая представляется в исследовании как надпредметная компетентность, определяющая методологию в любой сфере познавательной деятельности.
Актуальность исследования определяется слабой разработанностью проблемы метакомпетентности и её диагностики в педагогической науке и образовательной практике, несмотря на достаточно высокий уровень её исследования в когнитивной психологии, а также её социальной значимостью в условиях высокого динамизма всех сфер деятельности современного человека, определяющего необходимость его непрерывного самообразования.

Исследование опиралось на общенаучный системный подход, позволивший представлять метакомпетентность в системном единстве её структурных компонент, допускающем диагностику уровней их сформированности. Использование компетентностного и деятельностного подходов определили исследуемый феномен как результат образования, являющийся характеристикой продуктивной деятельности субъекта. Использованы статьи, монографии и нормативные документы, исследования которых на основе методов контент-анализа, позволили выявить теоретические предпосылки выполненного исследования.

Результатом исследования явился обоснованный выбор диагностических методик оценки уровня сформированности компонент метакомпетентности, удовлетворяющих критериям наименьшей трудоемкости, простоты в использовании и возможности качественной воспроизводимости любым пользователем для разных категорий обучающихся. Достижение названного результата осуществлено посредством решения исследовательских задач:

  • конкретизация алгоритма построения диагностического аппарата, структурирующего решения названной задачи;
  • содержательное описание каждого этапа её решения, а также структурных компонент метакомпетентности и уровней её сформированности;
  • контент-анализ валидных, надежных диагностических психометрических продуктов на возможность их использования для диагностики сформированности метакомпетентности.

Ключевые слова: метакомпетентность, структура и содержание, уровни сформированности компонент метакомпетентности, диагностический аппарат

Ссылка для цитирования: Осипов М. В., Шершнева В. А. Обобщенная характеристика диагностик метакомпетентности // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 52-64. doi: 10.32744/pse.2020.3.4

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Осипов Михаил Владимирович (Россия, Красноярск) - Аспирант. Сибирский федеральный университет. ORCID ID: 0000-0003-4869-8025. E-mail: mishaosipov@yandex.ru

Шершнева Виктория Анатольевна (Россия, Красноярск) - Доктор педагогических наук, профессор. Сибирский федеральный университет. ORCID ID: 0000-0002-9386-2018. E-mail: vshershneva@yandex.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: