Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Семейное образование как альтернативная форма обучения детей: мнения студентов — будущих учителей

Семейное образование как альтернативная форма обучения детей: мнения студентов — будущих учителей

Закрепление семейного образования как формы альтернативного обучения в законодательстве России привело к необходимости проанализировать отношение педагогов к работе с семьями, реализующими данное право. Поскольку образовательные организации не всегда проявляют доверие семьям, обучающим детей в домашних условиях, целью исследования стало изучение отношения студентов выпускных курсов педагогических специальностей и учителей школ к семейной форме образования. Важным аспектом работы явилось вовлечение будущих учителей в размышления о способах организационной и методической поддержки семей, пользующихся правом семейного образования.

В исследовании применялись методы: анализ научной литературы по проблеме; педагогический эксперимент (техника одной группы); диагностические методики, включающие беседу со студентами выпускных курсов педагогических специальностей, ранжирование форм организации обучения для методического сопровождения учащихся в семейном образовании. В эксперименте участвовали студенты пятого курса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, оканчивающие бакалавриат по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по профилям «Начальное образование. Английский язык», «Физика. Английский язык», «История. Английский язык», «Информатика. Английский язык», «Дошкольное образование. Английский язык» (всего 128 человек).

После формирующего эксперимента отношение студентов выпускных курсов к семейному образованию улучшилось на 65,6% в качестве будущих учителей, на 79,6% – в качестве будущих родителей. На итоговом этапе эксперимента выявлены статистически значимые различия между предэкпериментальными и постэкспериментальными значениями (отношение к семейному образованию в качестве будущих учителей φэмп = 11,70 ˃ φ0,01; в качестве будущих родителей φэмп = 16,24 ˃ φ0,01).

Результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на негативное отношение выпускников к семейному обучению, изучение вопроса значительно повышает доверие данной форме образования. Сделано заключение о том, что классические формы дистанционного обучения (асинхронные web-занятия, дистанционное обучение в виде чат-занятий) лучше воспринимаются студентами как варианты методической поддержки по сравнению с другими формами автономного образования.

Ключевые слова: семейное образование, альтернативное образование, автономное обучение, дистанционное обучение, подготовка учителей

Ссылка для цитирования: Матушак, А. Ф., Белоусова, Н. А., Павлова, О. Ю., Зырянова А. В. Семейное образование как альтернативная форма обучения детей: мнения студентов — будущих учителей // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 126-139. doi: 10.32744/pse.2020.3.10

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Матушак Алла Федоровна (Россия, г. Челябинск) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: lilac0@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-0514-0443. Scopus ID: 57202213894

Белоусова Наталья Анатольевна (Россия, г. Челябинск) - Доцент, доктор биологических наук, заведующая кафедрой математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: belousova@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0001-9873-320X

Павлова Ольга Юрьевна (Россия, г. Челябинск) - Доцент, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой иностранных языков. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: pavlovaou@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0002-5334-9084

Зырянова Александра Владимировна (Россия, г. Челябинск) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: ziryanovaav@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0002-7858-8807

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: