Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Культура медиапотребления обучающихся: пути формирования в образовательном пространстве

Культура медиапотребления обучающихся: пути формирования в образовательном пространстве

В условиях динамично развивающегося современного медиапространства, характеризующегося увеличением объема информации, когда подростки не могут адекватно реагировать на стремительный рост информационных потоков, важнейшее значение приобретает информационная безопасность подрастающего поколения. Эффективным средством противодействия негативному влиянию медиапространства может выступать сформированная культура медиапотребления.

Основная задача исследования заключалась в повышении уровня культуры потребления медиаинформации обучающихся.

Материалы и методы исследования. Исследования проводилось на базе муниципального общеобразовательной учреждения «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева г. Балашова Саратовской области» и организации среднего профессионального образования «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса». В нем приняло участие 60 человек – 30 школьников (учащиеся 10 и 11 класса) и 30 студентов (обучающиеся первого и второго курсов, не имеющие среднего общего образования). Для осуществления исследования была выбрана методика «Индивидуальный стиль медиапотребления» (Долгов Ю.Н., Коповой А.С., Малюченко Г.Н., Смирнов В.М.), включающая в себя критерии по 4-ем шкалам оценки индивидуального стиля потребления медиаинформации.

Результаты. По итогам апробации авторской программы групповых занятий, состоящих из трех структурно-содержательных блоков, был зафиксирован рост среднего и высокого уровней волевого контроля медиапотребления и рефлексивной критичности медиапотребления обучающихся. Уровень эмоционально-познавательной вовлеченности участников эксперимента незначительно сместился от высокого к среднему показателю. Было выявлено значительное увеличение количества респондентов с высоким уровнем эффективности поиска информации, в частности, за счет существенного снижения параметра низкого уровня (на 44 % у школьников и на 48 % у студентов). Отметим, что показатели уровней особенностей медиапотребления обучающихся по 4-ем шкалам для школьников и студентов имели сравнительно одинаковые значения. В целом, исследование подтвердило эффективность представленной авторской программы и обосновало необходимость системной работы по формированию культуры медиапотребления обучающихся.

Ключевые слова: культура медиапотребления, образовательное пространство, медиапространство, медиаинформация

Ссылка для цитирования: Ерофеева М. А., Шанин С. В., Коповая О. В. Культура медиапотребления обучающихся: пути формирования в образовательном пространстве // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 23-38. doi: 10.32744/pse.2020.3.2

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Maria A. Erofeeva (Russia, Moscow) - Doctor of Education, Professor. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. E-mail: erofeeva-ma72@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-7176-513X

Sergey V. Shanin (Russia, Saratov) - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Professional Education. Saratov Regional Institute of Education Development. E-mail: doios@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-5778-9116

Oksana V. Kopovaya (Russia, Moscow) - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Psychologist of the Center for Management of Social and Pedagogical Support of Childhood. Academy of public administration. E-mail: mkrass@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-2557-6770

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: