Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Реализация педагогических условий успешного формирования структурных компонентов предметных компетенций бакалавров биологии в вузе

Реализация педагогических условий успешного формирования структурных компонентов предметных компетенций бакалавров биологии в вузе

Введение. Востребованность бакалавров биологии педагогической направленности на рынке труда определяются современными вызовами общества и требуют реализации в образовательную практику вузов компетентностного подхода. Актуальность изучения проблемы обусловлена совершенствованием профессиональной подготовки бакалавра биологии нового формата, обладающего соответствующими компетенциями, позволяющими ему эффективно выполнять профессиональные задачи в рамках своей области. В этом контексте выделены и обоснованы четыре структурных компонента предметных компетенций (когнитивный, деятельностный, мотивационный и рефлексивный), исследован уровень их эффективной сформированности у бакалавров биологии при реализации в образовательном процессе педагогических условий, что представляет научный интерес и определяет цель данной работы.

Материалы и методы. В эксперименте приняло участие 164 студента 1–4-х курсов очной формы обучения Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, межгосударственного Кыргызско-Турецкого универcитета «Манас», обучающихся по направлению «Естественно-научное образование» (профиль «Биология»). Анализ и оценка итогов опытно-экспериментальной работы проведены на основе традиционно сложившейся практики, а также при реализации педагогических условий формирования компонентов предметных компетенций в ходе семинарских занятий, лабораторных работ, а также по результатам прохождения учебно-полевой и педагогической практик с использованием χ2-критерия Пирсона.

Результаты исследования. Результаты комплексной диагностики позволили установить, что самыми высокими показателями в экспериментальной группе характеризуются уровни сформированности мотивационного компонента предметных компетенций, которые являются предпосылочными для их развития (χ2=11,71; p<0,05). Статистически значимые приращения произошли по когнитивному компоненту (χ2=9,11; p<0,05) и рефлексивной составляющей (χ2=8,79; p<0,05) предметных компетенций, на основе которых формируются знания и опыт, выступающие базой для развития данных компетенций. Самыми низкими показателями характеризуется деятельностный компонент, что подтверждает сложность формирования у студентов в образовательном процессе вуза предметных компетенций, способствующих результативности решения профессиональных задач, а также необходимость более широкого внедрения в профессиональную подготовку бакалавров биологии практико-ориентированных форм и технологий обучения, обеспечивающих «пребывание» студента в профессии с начальных курсов обучения (χ2=6,72; p<0,05).

Обсуждение результатов. Важным условием формирования у бакалавров биологии предметных компетенций выступает педагогически целесообразное сочетание традиционных и практико-ориентированных современных образовательных технологий, совершенствующих образовательный процесс.

Ключевые слова: профессиональное образование, бакалавр биологии компетентностный подход, компетенция, практико-ориентированные педагогические технологии

Ссылка для цитирования: Чалданбаева А. К. Реализация педагогических условий успешного формирования структурных компонентов предметных компетенций бакалавров биологии в вузе // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 96-113. doi: 10.32744/pse.2020.3.8

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторе:

Чалданбаева Айгуль Кушчубековна (Кыргызская Республика, г. Бишкек) - Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой зоологии, физиологии человека и животных. Кыргызский Национальный университет имени Жусупа Баласагына. E-mail: ai_kush777@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: