Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Развитие дивергентного мышления младших подростков на основе педагогической технологии решения изобретательских задач

Развитие дивергентного мышления младших подростков на основе педагогической технологии решения изобретательских задач

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития дивергентного мышления младших подростков, поскольку этот вид мышления помогает формировать компетенции, заложенные в федеральных государственных образовательных стандартах. Однако, современный образовательный процесс, в большей степени, направлен на развитие традиционного конвергентного мышления школьников, что, в свою очередь, мешает развитию способности учащихся видеть способы применения полученных знаний на практике, решать жизненные и профессиональные задачи. Целью данной статьи явилось теоретическое обоснование и выявление эффективности программы по развитию дивергентного мышления младших подростков с помощью педагогической технологии решения изобретательских задач (далее – ТРИЗ-педагогики).

Ведущим методом исследования явился педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), в котором приняло 133 учащихся 6-7-х классов Вятской гуманитарной гимназии с углублённым изучением английского языка (Россия, г. Киров). Для подтверждения достоверности данных использовался статистический критерий T–Вилкоксона).

Результаты исследования представлены в виде разработанной программы с применением методов ТРИЗ-педагогики. По итогам проделанной работы в экспериментальной группе произошли значимые изменения по суммарному показателю дивергентного мышления (показатели беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) – суммарный показатель Z = –4,447 (p < 0,05).

Применение ТРИЗ-педагогики предполагает серьезные изменения в мышлении, в том числе способствует развитию дивергентного мышления младших подростков.

Ключевые слова: развитие дивергентного мышления, технология решения изобретательских задач, ТРИЗ-педагогика, младший подростковый возраст, конвергентное мышление, творческие способности

Ссылка для цитирования: Быкова С. С., Буянова И. Б., Серикова Л. А. Развитие дивергентного мышления младших подростков на основе педагогической технологии решения изобретательских задач // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 323-335. doi: 10.32744/pse.2020.3.24

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Быкова Светлана Станиславовна (Россия, Киров) - Доцент, кандидат педагогических наук. Вятский государственный университет. E-mail: vetabykova@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2382-0496. Scopus ID: 57147687700

Буянова Ирина Борисовна (Россия, Саранск) - Доцент, кандидат педагогических наук. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. E-mail: ibbuyanova@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-4189-6160. Scopus ID: 55968028800

Серикова Лариса Александровна (Россия, Саранск) - Доцент, кандидат педагогических наук. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. E-mail: larisaserikova1@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-8235-4408. Scopus ID: 57203212162 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: