Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Трансформация роли преподавателя иностранных языков в региональном вузе: сравнительный анализ субъективного самочувствия педагогов

Трансформация роли преподавателя иностранных языков в региональном вузе: сравнительный анализ субъективного самочувствия педагогов

В условиях расширения границ профессиональной коммуникации свободное владение английским языком как средством межкультурного взаимодействия в бизнесе, науке и культуре стало обязательным требованием, предъявляемым обществом к студентам нелингвистических специальностей. Усложнение задач, стоящих перед российскими преподавателями иностранных языков, вызвано не только реформой высшей школы и введением эффективного контракта, но и повышением ответственности за результат обучения, увеличением нагрузки и выполняемых функций. Цель статьи – проанализировать трансформацию роли преподавателя иностранных языков в современной высшей школе, выявить сопутствующие проблемы и рассмотреть возможные способы их решения.

Методология исследования основана на сравнительном анализе данных, полученных с помощью формализованного закрытого и открытого анкетных опросов, и методов статистической обработки данных: установление соответствия между наблюдаемыми и ожидаемыми частотами с использованием критерия равенства пропорций хи-квадрат, попарного сравнения долей признаков с использованием z-критерия, проверки равенства медиан с использованием критерия Краскела-Уоллиса.

Результаты подтвердили, что субъективное восприятие выполняемых профессиональных функций сместилось с ролей, ассоциирующихся с непосредственным процессом обучения в сторону ролей, связанных с выполнением функций написания статей и программ: процент выбора вариантов ответов «автор статей и пособий» статистически значимо не отличается от процента выбора ответа «разработчик программ» (z=0.83, p=0.40) и «педагог» (z=1.35, p=0.17) от общего числа респондентов. Наибольший уровень адаптированности к изменившимся условиям образовательного процесса продемонстрировали сотрудники кафедр, использующих командную работу, единую кафедральную методику обучения и интегративный подход к выбору обучающих средств.

Выполнение задачи по обеспечению массовой иноязычной подготовки должно сопровождаться не только формированием нового поколения преподавателей иностранных языков, способных к продуцированию нестандартных технологий обучения, но и введением дифференцированного подхода к эффективному контракту, стимулирующего преподавателей повышать качество языковой подготовки студентов-нелингвистов.

Ключевые слова: преподаватель-неноситель языка, студенты нелингвистических специальностей, трансформация роли, многофункциональность, многозадачность, эффективный контракт, компетентностный подход, командная работа

Ссылка для цитирования: Абрамова И. Е., Макарова Е. Н. Трансформация роли преподавателя иностранных языков в региональном вузе: сравнительный анализ субъективного самочувствия педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 415-429. doi: 10.32744/pse.2020.2.33

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Абрамова Ирина Евгеньевна (Россия, Петрозаводск) - Доцент, доктор филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений. Петрозаводский государственный университет. E-mail: lapucherabr@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-1263-3599. Scopus ID: 57196033884. Researcher ID: G-7039-2019

Макарова Елена Николаевна (Россия, Екатеринбург) - Доцент, доктор филологических наук, заведующая кафедрой делового иностранного языка. Уральский государственный экономический университет. E-mail: makarovayn@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4439-5521. Scopus ID: 57202380302. Researcher ID: AAD-4813-2020

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: