Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Влияние сна на учебную деятельность и регуляцию поведения обучающихся младшего и старшего подросткового возраста

Влияние сна на учебную деятельность и регуляцию поведения обучающихся младшего и старшего подросткового возраста

Изучение сна и его влияние на успешность обучения представляет большой интерес не только с позиций нейрофизиологии, но и смежных с ней наук: психологии, педагогики, психогигиены. Однако имеющиеся исследования сна помогли нам сориентироваться в поставленной нами задаче исследования с позиции психогигиены и психологии.

В исследовании приняли участие 82 обучающихся школы № 2075 города Москвы (Россия). Юноши и девушки представлены в обеих группах поровну. Для статистической обработки результатов использовался критерий Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ (r-Пирсона).

Выявлена взаимосвязь между продолжительностью сна и академической успеваемостью (H = 0,525), а также получены данные о том, что продолжительность сна снижается от класса к классу (p < 0,05), по мере взросления снижается академическая успеваемость (p < 0,05). Обнаружено, что обучающиеся – подростки образовательной организации, менее успешные в учебной деятельности, спят на 25 минут меньше и ложатся спать в среднем на 40 минут позже, чем более успешные обучающиеся, их сверстники.

Ретроспективный анализ на основе обобщенных экспериментальных данных позволяет сопоставить взаимосвязь нарушения сна с формированием психических процессов и причинами возникновения поведенческих реакций, которые часто возникают в подростковом возрасте. Основываясь на полученных данных по итогам проведенного исследования, можно заключить, что сон играет важную роль в формировании эффективности учебной деятельности у обучающихся.

Ключевые слова: сон, гигиена сна, сновидения, обучающиеся, успешность обучения, состояние бодрствования, ортодоксальный и парадоксальный сон, мозг и сон, память и сон

Ссылка для цитирования: Сморчкова В. П., Курганов С. А. Влияние сна на учебную деятельность и регуляцию поведения обучающихся младшего и старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 255-267. doi: 10.32744/pse.2020.2.20

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Сморчкова Валентина Петровна (Россия, Москва) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Московский государственный областной университет. E-mail: valenta-sm@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0002-6123-9168

Курганов Сергей Александрович (Россия, Москва) - Аспирант факультета психологии. Московский государственный областной университет. E-mail: kurganov.s@bk.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: