Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Влияние стресс-преодолевающего поведения на эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Влияние стресс-преодолевающего поведения на эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

В связи с интенсификацией профессиональной деятельности, ускорением темпа жизни современного человека все более актуальной становится проблема взаимосвязи стресс-преодолевающего поведения и эмоционального выгорания и выработки копинг-ресурсов личности. Имеется довольно ограниченное количество научных работ, посвященных изучению проблемы преодоления педагогами, работающими с детьми, имеющими особые образовательные потребности, эмоционального выгорания, сохранения и выработки копинг-ресурсов личности.

В исследовании приняли участие педагоги Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (32 человека). Для сбора данных использовались наблюдение и беседа, а также стандартизированные методики для диагностики эмоционального выгорания педагогов и стратегий стресс-преодолевающего поведения. С целью обработки результатов применяли методы математико-статистического анализа.

Педагоги, предпочитающие неконструктивное преодоление профессиональных трудностей, неадекватно ограничивают диапазон и интенсивность включения эмоций в профессиональное общение («Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование»: Ẋср.± σ = 16,40±6,64), стремятся облегчить или сократить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат («Редукция профессиональных обязанностей»: Ẋср.± σ = 16,93±7,83). Они в большей степени, чем педагоги, использующие конструктивное преодоление, осознают психотравмирующие факторы профессиональной деятельности (Ẋср.эг.1.± σ = 45,87±27,91; Ẋср.эг.2= 25,53±19,69; Uэмп. = 74,50** при p =0,045), испытывают эмоциональную опустошенность и усталость (Ẋср.эг.1.± σ = 50,73±28,10; Ẋср.эг.2= 30,06±20,48; Uэмп. = 72,00** при p =0,036). Выявлены положительные корреляционные взаимосвязи неконструктивного преодоления («Агрессивные действия») со всеми фазами эмоционального выгорания («Напряжение»: r=0,61 при p=0,000; «Резистенция» r=0,47 при p=0,000; «Истощение»: r=0,60 при p=0,000). Эмпирически доказано, что агрессивные действия, направленные на окружающих, как непродуктивная копинг-стратегия, способствует появлению разочарования и неудовлетворенности работой, потери профессионального интереса. Другими словами, переживаемый педагогами профессиональный стресс превышает их копинг-ресурсы, а защитно-адаптационный механизм стресс-преодолевающего поведения реализуется на уровне психологической защиты.

Ключевые слова: стресс-преодолевающее поведение, копинг-стратегии, эмоциональное выгорание, педагоги, дети с особыми образовательными потребностями

Ссылка для цитирования: Молчанова Л. Н., Малихова Л. Н., Лежепёков А. Н. Влияние стресс-преодолевающего поведения на эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 317-326. doi: 10.32744/pse.2020.2.25

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Молчанова Людмила Николаевна (Россия, Курск) - Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет. E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru. ORCID: 0000-0001-6309-1825. Scopus ID: 57205469895

Малихова Лариса Николаевна (Россия, Курск) - Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет. E-mail: lnmalihova@yandex.ru 

Лежепёков Алексей Николаевич (Россия, Курск) - Директор. Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3 г. Курска. E-mail: alexeil25@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: