Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Концептуальные положения фрактального развития вероятностного стиля мышления в обучении математике и инструменты их реализации

Концептуальные положения фрактального развития вероятностного стиля мышления в обучении математике и инструменты их реализации

Введение. В условиях динамичного развития науки, цифровой экономики и технологизации производства актуализируются вопросы подготовки специалистов, проявляющих самостоятельность в решении профессиональных задач в ситуациях выбора и неопределенности, умение преодоления многопараметрических проблем социального взаимодействия, ускоренное принятие верных решений в динамично изменяющейся информационной среде. Данные компетенции являются показателем сформированности вероятностного стиля мышления (ВСМ). Особую роль в его формировании отводится математическому образованию, постулирующему к новым концептам неодетерминизма, к идеям нелинейности и случайности. Формулировка и обоснование Концепции фрактального формирования и развития ВСМ на примере обучения математике в школе и вузе, разработка методического инструментария для практической ее реализации представляет научный интерес и определяет цель работы.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе школ Липецкой и Тульской областей, а также в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. В нем приняли участие 180 респондентов, среди которых обучающиеся (возраст 15±2 года), студенты (возраст 20±2,5 лет) и слушатели курсов повышения квалификации (возраст 34,5±10,5 лет). Диагностика развития ВСМ осуществлялась посредством теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, опросника интуитивного стиля С. Эпстайна, методики Л.А. Регуша «Способность к прогнозированию», тестов креативности П. Торренса, теста критического мышления Л. Старки. Были применены методы математико-статистического анализа: описательной статистики и дисперсионного анализа.

Результаты исследования. Ведущая идея представленной концепции состоит в том, что эффективной стратегией формирования и развития ВСМ является фрактальный подход. Он является наиболее близким по своей организации процессам и структуре мышления. Посредством фрактального подхода создаются условия и активируются механизмы для развития обучающегося в направлении глубокого и полифункционального освоения цифрового информационного и образовательного контента. Обнаружено статистически достоверное влияние комплекса мероприятий по реализации концепции на изменение средних показателей развития ВСМ: Fэмп=13,58>Fкр=7,71 для школьников, Fэмп=9,17>Fкр=7,71 для студентов и Fэмп=20,17>Fкр=7,71 для слушателей.

Обсуждение результатов. Положительная динамика показателей развития ВСМ в условиях внедрения мероприятий реализации Концепции обусловлена их эффективностью и коррелируемостью с основными положениями. В перспективе возможно расширение системы мероприятий для естественнонаучного и гуманитарного образования.

Ключевые слова: вероятностный стиль мышления, фрактальный подход, концепция, реализация, процесс обучения математике

Ссылка для цитирования: Дворяткина С. Н., Щербатых С. В. Концептуальные положения фрактального развития вероятностного стиля мышления в обучении математике и инструменты их реализации // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 195-209. doi: 10.32744/pse.2020.2.16

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Дворяткина Светлана Николаевна (Россия, Елец) - Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: sobdvor@yelets.lipetsk.ru. ORCID ID: 0000-0001-7823-7751. Scopus ID: 57193775897

Щербатых Сергей Викторович (Россия, Елец) - Профессор, доктор педагогических наук, проректор по учебной работе, профессор кафедры математики и методики ее преподавания. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: shcherserg@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4870-8257. Scopus ID: 57196473659

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: