Перспективы науки и образования

Главная » социальная педагогика » Механизмы социальной адаптации первоклассников к обучению в полиэтнической школе

Механизмы социальной адаптации первоклассников к обучению в полиэтнической школе

Введение. Проблема социальной адаптации и социализации младших школьников в настоящее время обрела особую актуальность в связи с тем, что произошло рассогласование систем семейного и школьного воспитания младших школьников, чему способствовало усложнение учебных программ и смещение акцентов в образовательном процессе с воспитания на обучение. Также данная проблема усугубляется активностью миграционных процессов в России и в мире, что способствует росту численности полиэтнических образовательных организаций, имеющих поликультурный план содержательного общения и взаимодействия семьи и школы. Таким образом, необходимо выявить принципы и этапы взаимодействия педагогов, родителей и учеников в процессе социализации младшего школьника, чтобы сделать общение всех субъектов образовательного процесса эффективным.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе полиэтнических школ второго типа Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в нем приняло участие 2284 первоклассника. В ходе эксперимента для диагностики необходимых показателей применялись методики: самооценки (методика «Лесенка», составитель В.Г. Щур), рефлексии (методика «Шифр», «Ряды», «Узоры» П.В. Новиков, В.В. Давыдов), наглядно-образного мышления (Прогрессивные матрицы Равена), коммуникативных умений (Тест оценки коммуникативных умений А.А.Карелина), учебной мотивации младших школьников (методика Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»).

Результаты исследования. Выявлено, что уровень социальной адаптации первоклассников ниже оптимального в связи с наличием ряда барьеров социализации: заниженная самооценка, которая при взаимодействии первоклассника с другими людьми проявляется через снижение жизненной активности, появление позиции «я неудачник» и превалированием мотивации избегания неудачи; личностная рефлексия у участников эксперимента находится на формально-заниженном уровне, что повышает уровень конфликтности в образовательной среде и приводит к снижению у детей ответственности за свои поступки и слова; наглядно-образное мышление находится на уровне пограничном между низкими и средними значениями, что в процессе социализации выражается в несформированности образов своей будущей деятельности и моделей взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Обсуждение результатов. Наиболее значимыми барьерами адаптации детей к обучению в полиэтнической школе явились: снижение мотивации к совместным занятиям и локализации этнических групп, а также перенос оценки деятельности на оценку личности и национальности. Именно эти проблемы являются наиболее значимыми в снижении уровня темпов социальной адаптации первоклассников к обучению в полиэтнической школе и нуждаются в интеграции со стороны школы и семьи.

Заключение. Адекватная оценка педагогами и родителями признаков дезадаптации первоклассников к условиям обучения в полиэтнической школе позволит своевременно осуществить внедрение механизмов адаптации, как в семье, так и в школе. Своевременное применение методов социальной поддержки младших школьников позволит значительно повысить темпы их адаптации и эффективность образовательной деятельности первоклассников.

Ключевые слова: социальная адаптация первоклассников, механизмы социализации, барьеры социализации, этапы социальной адаптации младших школьников, физическая культура личности, интерактивное образовательно-воспитательное пособие

Ссылка для цитирования: Быстрицкая Е. В., Григорьева Е. Л., Реутова О. В., Седов И. А., Лебедкина М. В. Механизмы социальной адаптации первоклассников к обучению в полиэтнической школе // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 296-307. doi: 10.32744/pse.2020.2.23

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Быстрицкая Елена Витальевна (Россия, Нижний Новгород) - Доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. E-mail: oldlady@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1613-103. Scopus ID: 56901166300

Григорьева Елена Львовна (Россия, Нижний Новгород) - Старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. E-mail: gvelnn@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1529-0683. Scopus ID: 57095774400

Реутова Ольга Викторовна (Россия, Нижний Новгород) - Старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. E-mail: olya.reutova2013@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-2769-3954. Scopus ID: 57192678880

Лебедкина Мария Васильевна (Россия, Нижний Новгород) - Старший преподаватель кафедры физической культуры. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. Е-mail: leopold_52@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-5232-2453. Scopus ID: 57192683522

Седов Иван Александрович (Россия, Нижний Новгород) - Старший преподаватель кафедры физической культуры. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. Е-mail: ivansedof@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-3904-7562. Scopus ID: 57192675772

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: