Перспективы науки и образования

Главная » социальная педагогика » Экологическая культура студентов: от повседневных практик к экологической ответственности

Экологическая культура студентов: от повседневных практик к экологической ответственности

В современных условиях развития био- и техносферы целенаправленная экологическая социализация личности все более актуализируется, расширяется и становится продолженной. Экологическая социализация студентов имеет множество преимуществ, которые необходимо использовать в образовательном процессе. Целью статьи явился поиск направлений развития природосберегающей экологической культуры студентов, понимаемой как единство экоцентирического сознания и поведения, и способствующей устойчивому развитию общества.

Методика исследования: 1) качественный содержательный анализ 200 эссе студентов на тему «Экологические проблемы моего региона»; 2) анкетирование 400 студентов Вятского государственного университета.

Представлена структурно-уровневая модель экологической культуры личности, демонстрирующая роль регулярных экологических практик в формировании экологически ответственного поведения. Данная модель подтверждена эмпирически методом факторного анализа и описывается пятью факторами: «Представление об эко-ответственности», «Готовность к эко-практикам», «Информационно-когнитивные эко-потребности», «Реальное эко-поведение», «Оценка эко-культуры населения». Показана средняя готовность студентов к повседневным экологическим практикам в быту, позитивная динамика экологической ответственности от первого курса к четвертому (хи-квадрат Пирсона, r=36, р=0,049). Определены три кластера студентов по уровню развития экологической культуры: 1) готовые к реальным эко-практикам (40%), 2) желающие получить дополнительную информацию о вариантах повседневного экологического поведения (40%), 3) отстраненные от эко-проблем (20%). Все три кластера студентов в относительно равной степени представлены на каждом их четырех курсов обучения и в каждой укрупненной группе направлений подготовки (хи-квадрат Пирсона, р>0,05). Наиболее заинтересованы в получении экологической информации студенты естественно-научного и социально-гуманитарного, нежели технического направлений подготовки (хи-квадрат Пирсона r=18,3, р=0,019). Обозначены направления дальнейшей экологической социализации данных групп студентов.

Ключевые слова: экологическая культура, экоцентрическое сознание, природосберегающее поведение, экологические практики, экологическая ответственность, экологическая социализация студентов, раздельный сбор мусора

Ссылка для цитирования: Бушкова-Шиклина Э. В., Мусихина Т. А. Экологическая культура студентов: от повседневных практик к экологической ответственности) // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 285-295. doi: 10.32744/pse.2020.2.22

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бушкова-Шиклина Эльвира Васильевна (Россия, г. Киров) - Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии, социологии и философии. Вятский государственный университет. E-mail: elvira_bsh@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3929-5240

Мусихина Татьяна Анатольевна (Россия, г. Киров) - Доцент, кандидат географических наук, заведующий кафедрой промышленной и прикладной экологии. Вятский государственный университет. E-mail: mtamta1@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4714-0572

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: