Перспективы науки и образования

Главная » История педагогической мысли » Социально-педагогическая терминология в испанском педагогическом дискурсе конца ХІХ – первой трети ХХ века

Социально-педагогическая терминология в испанском педагогическом дискурсе конца ХІХ – первой трети ХХ века

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения иностранного исторического и современного опыта социальной педагогики для понимания сложных процессов категоризации научного педагогического знания. На материале своеобразного историко-педагогического источника – испанского педагогического дискурса конца ХІХ – первой трети ХХ в. выяснялась вся совокупность понятий и категорий, на основе которой осуществлялась концептуализация социальной педагогики как самостоятельного научного знания.

В процессе исследования испанского педагогического дискурса (конец ХІХ – первая треть ХХ в.) применялись специфические научные методы – педагогико-ретроспективный, метод педагогической реконструкции, метод герменевтики.

Установлено, что в испанском педагогическом дискурсе (конец ХІХ – первая треть ХХ в.) широко использовались такие специальные социально-педагогические термины, как “социальное воспитание”, “солидарность” (“солидарное воспитание”), “народное просвещение”, “единая школа”, “университетское расширение”, “социальная защита детства”. Доказано, что процесс концептуализации социальной педагогики в Испании был прежде всего связан с разворачиванием в конце ХІХ в. мощного регенерационистского интеллектуального движения.

Очерчены тенденции категоризации социальной педагогики в конце ХІХ – первой трети ХХ в. Представлены и разъяснены субъективные позиции испанских педагогов (Ф. дель Рио Уррути, Р. Руиса Амадо, Л. Паласиоса Морини, А. Ройо Вильяновы и др.) касательно толкования специальных социально-педагогических терминов – “социальное воспитание” и “солидарное воспитание”.

Ключевые слова: социальная педагогика, социально-педагогическая терминология, концептуализация, категоризация, испанский педагогический дискурс, испанские педагоги, социальное воспитание

Ссылка для цитирования: Зайченко Н. И. Социально-педагогическая терминология в испанском педагогическом дискурсе конца ХІХ – первой трети ХХ века // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 366-378. doi: 10.32744/pse.2020.1.26

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Зайченко Наталия Ивановна (Украина, г. Киев) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии. Институт экологии экономики и права (г. Киев). E-mail: nizzagranada2019@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-4961-4711

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: