Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Роль и место технологий автоматизированного проектирования и разработки информационных систем в подготовке бакалавра прикладной информатики

Роль и место технологий автоматизированного проектирования и разработки информационных систем в подготовке бакалавра прикладной информатики

Обучение будущих бакалавров прикладной информатики технологиям автоматизированного проектирования и разработки информационных систем (Case-технологиям); владение студентами такими технологиями для решения профессиональных задач является одним из активно развивающихся направлений информатики и информационных технологий в высшей школе. Эта позиция определила предмет исследования и экспериментальной работы.

Методами исследования выступали системный и структурно-функциональный анализ (диаграммные техники: IDEF0, Cause and Effect Diagram – «Диаграмма Исикавы» и др.), ментальное картирование, методы и технологии организации учебной и внеучебной деятельности (метод проектов; вебинары, дистанционные образовательные технологии, олимпиады), педагогический эксперимент (приняли участие около 260 обучающихся ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика»; 2017-2019 уч.гг.). В качестве инструментальных средств использовались MS Visio, CA ErWin Process Modeler, Ramus Educational Community Edition и др.

В рамках выполнения первой задачи, были проанализированы публикации ученых-практиков о целесообразности использования Case-технологий и проблемах, которые возникают в связи с этим. Определены в виде ментальной карты: терминологическое поле понятия «Case-технология» (Computer Aided Software Engineering), современные проблемы и перспективы развития данных технологий.

Решение второй задачи, определило круг дисциплин при подготовке бакалавров прикладной информатики, в рамках которых целесообразно, согласно профессиональным стандартам, развивать уровень владения Case-технологий. К таковым были отнесены: дисциплинам «Методологии и инструментальные средства моделирования и анализа бизнес-процессов», «Проектирование ИС», «Программная инженерия», «Внедрение, сопровождение и адаптация ИС». Представлен методический аспект решения проблемы формирования и развития ряда трудовых функций, связанных напрямую с грамотным применением автоматизированных технологий создания информационных систем, что является не только целесообразным на дисциплинах базовой подготовки бакалавров прикладной информатики, но и необходимым условием их профессионального становления.

Результатом третьей задачи стали карты реализации трудовых функций, разработанные на основе анализа профессиональных стандартов: «Системный аналитик», «Специалист по информационным системам», связаны с освоением Case-технологий в дисциплинах подготовки бакалавра прикладной информатики и дают общую методическую картину решения проблемы исследования.

Четвертая задача решалась в ходе экспериментальной работы, которая проводилась в рамках выделенных дисциплин и в процессе подготовки курсовых работ, а также при организации и проведении Универсиады «Путь к успеху» по направлению «Прикладная информатика в экономике».

Результаты эксперимента позволили сделать вывод о положительной динамике развития трудовых функций, связанных с Case-технологиями при подготовке бакалавров прикладной информатики. Это подтверждает состоятельность предлагаемого методического сопровождения.

Ключевые слова: прикладная информатика, Case-технологии, проектирование информационных систем, трудовая функция, профессиональная подготовка

Ссылка для цитирования: Масленникова О. Е., Назарова О. Б., Гаврицков С. А. Роль и место технологий автоматизированного проектирования и разработки информационных систем в подготовке бакалавра прикладной информатики // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 413-429. doi: 10.32744/pse.2020.1.30

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Масленникова Ольга Евгеньевна (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: maslennikovaolga@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6152-2628

Назарова Ольга Борисовна (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: nazarova_21@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8054-7094

Гаврицков Сергей Алексеевич (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: zlatokuznec@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8648-2228

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: