Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность

Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность

Проблема и цель. Рассматривается проблема результативности современной когнитивной технологии обучения, требующей для формализации полученных результатов валидного соотнесения сформированной компетентности с числовыми рядами. Цель статьи – установить сущностные компоненты когнитивной технологии обучения, определить критерии эффективности её применения и представить результаты педагогического эксперимента по апробации этой критериальной базы в структуре военно-профессиональной подготовки курсантов военных институтов.

Методы исследования. Сравнительно-сопоставительный анализ технологий обучения, выделение в них сущностных интенций когнитивного плана с последующим проектированием критериальной базы эффективности применения таких технологий.

Результаты. Проанализированы основные подходы к проектированию технологий обучения, ориентированных на когнитивный аспект социального опыта. Анализ публикаций за последние пять лет позволил выявить новую сущность когнитивной технологии обучения, основанную на органичном единстве когнитивной, операциональной и психоэмоциональной составляющих обучения, описываемом параметрическим пространством ожидаемых результатов. Созданная нами технология обучения позволила повысить эффективность образовательной деятельности курсантов, что подтверждено педагогическим экспериментом, проведённым в трёх вузах России. Результативность определялась через числовые измерители, допускающие точную диагностику успешности курсантов. Среди основных нами использовались такие показатели результативности, как коэффициент усвоения знаний, ступень абстракции освоенного материала (В. П. Беспалько), кривые научения, характеризующие динамику формирования образовательной компетентности курсантов в зависимости от числа повторений дидактической единицы в процессе её усвоения, степень автоматизации учебного навыка, величина активности обучающихся.

Заключение. 1. Для когнитивного обучения необходимо структурировать познавательный процесс в логике операционально-деятельностного подхода. 2. Психоэмоциональное состояние обучающихся характеризуется типами поведения, определяющими способность демонстрировать «правильные» знаки, принятые в данной области знания. 3. Оптимальными критериями эффективности применения когнитивной технологии обучения являются: а) готовность к проявлению сформированной когнитивной компетентности и владение знаковой системой данной учебной дисциплины; б) умение проявлять свою компетентность в нестандартных учебно-познавательных ситуациях; в) личностное отношение к предмету приложения когнитивного опыта и волевая регуляция этого отношения.

Ключевые слова: когнитивная технология обучения, ожидаемые результаты, компетентность, критерии результативности

Ссылка для цитирования: Ярославцева Н. В., Беляков А. А., Тухватуллин Б. Т., Кодоева А. Ч., Нигаматулин В. Р., Левченко Д. В., Дахин А. Н. Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 10-23. doi: 10.32744/pse.2020.1.1

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Ярославцева Наталья Васильевна (Российская Федерация, Новосибирск) - Кандидат педагогических наук, директор, Новосибирский институт мониторинга и развития образования. E-mail: nvya.nimro@gmail.com. ORCID ID: 0000-0003-2105-4836

Беляков Александр Александрович (Российская Федерация, Новосибирск) - Старший преподаватель кафедры огневой подготовки. Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: nikitoss.2007@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2882-2799 

Тухватуллин Булат Талирович (Российская Федерация, Новосибирск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники. Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: bulat54@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1573-8548 

Кодоева Арина Черменовна (Российская Федерация, Калининград) - Кандидат филологических наук, начальник отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики. Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. E-mail: arinakodoeva@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-9598-3270

Нигаматулин Вадим Равкатович (Российская Федерация, Пермь) - Начальник кафедры технической подготовки Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: nigamatulinv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6140-1076 

Левченко Дмитрий Владимирович (Российская Федерация, Новосибирск) - Кандидат педагогических наук, профессор академии военных наук, старший преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники. Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: 6871751@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0688-7311

Дахин Александр Николаевич (Российская Федерация, Новосибирск) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: dakhin@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6229-3169

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: