Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Субъектность педагога как субъекта универсальных учебных действий

Субъектность педагога как субъекта универсальных учебных действий

Взаимодействие между педагогами и обучающимися может быть, как ресурсом формирования взаимопонимания и доверия, так и блоком не только для взаимоотношений, но и для формирования активности и направленности обучающегося на саморазвитие. Проблема эта имеет не малую историю научного изучения, тем не менее практика современной школы еще в большей степени констатирует нерешенность этих трудностей. Мы предположили, что сформированность профессионально значимых коммуникативных навыков педагога может способствовать успешности управления взаимодействием в рамках образовательных и воспитательных задач. Для решения исследовательских задач в эмпирическом исследовании, в котором приняли участие 72 педагога общеобразовательной Московской школы, были использованы две авторские методики, нацеленные на изучение стадий становления субъектности в контексте универсальных учебных действий и профессионально важных коммуникативных качеств педагогов. Полученные результаты свидетельствуют о доминировании деструктивной эмоциональной составляющей коммуникации педагогов, за исключением стремления реализовать поддерживающее отношение к обучающимся. Проведенное исследование позволяет, во-первых, констатировать перспективность использования создаваемых методик как для решения исследовательских задач, так и ряда аспектов психологического сопровождения деятельности педагога. Во-вторых, такие профессионально значимые коммуникативные умения, как: принятие личности обучающегося; создание доверительных отношений и чувства уверенности у ребенка в своих возможностях, а также способность педагога обуздывать себя от давления на обучающихся, может рассматриваться как условие формирования конструктивных отношений.

Ключевые слова: субъектность педагога, универсальные учебные действия, взаимодействие «педагог-обучающиеся», коммуникативные характеристики профессиональной деятельности педагога

Ссылка для цитирования: Суннатова Р. И. Субъектность педагога как субъекта универсальных учебных действий // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 312-328. doi: 10.32744/pse.2020.1.22

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторе:

Суннатова Рано Иззатовна (Россия, Москва) - Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник. Психологический институт Российской Академии Образования. E-mail: sunrano@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7642-9941

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: