Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Социально-психологическая компетентность матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и подверженных психическому выгоранию, как личностный ресурс его преодоления

Социально-психологическая компетентность матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и подверженных психическому выгоранию, как личностный ресурс его преодоления

Известно, что матери, воспитывающие детей с нарушениями слуха, находятся в состоянии постоянного хронического стресса, что способствует их материнскому или психическому выгоранию. Дети с нарушениями слуха имеет проблемы в эмоциональном и интеллектуальном развитии, межличностном общении, что требует от матери социально-психологической компетентности в понимании их эмоций и чувств, мотивов поведения, в управлении ими, в использовании конструктивных стратегий преодолевающего поведения. В связи с этим выдвинуто предположение о влиянии социально-психологической компетентности на психическое выгорание матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха.

Исследование проводилось на базе Областного казенного общеобразовательное учреждение «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья». В нем приняли участие 30 матерей в возрасте 33,8±4,9 лет, воспитывающих детей с нарушением слуха I и II степени.
Методы и методики исследования: методика «Родительское выгорание» (И.Н. Ефимова), опросник «Социальный интеллект» Гилфорда–Саливена (в адаптации Е.С. Михайловой), «Эмоциональный интеллект» (Д.В. Люсин) и «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (адаптированный Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, 2001). Применялись методы математико-статистического анализа: факторный (с варимакс-вращением) и регрессионный виды анализа.

Выявлено, что у «выгорающих» матерей недостаточно развита способность понимать психические состояния, чувства и намерения детей по невербальным реакциям общения, предвидеть дальнейшие их поступки, анализировать ситуации межличностного взаимодействия, управлять как своими эмоциями, так и эмоциями детей, что сможет повлиять на адаптацию к различным системам взаимоотношений («Общий уровень эмоционального интеллекта»: Ẋср.± σ = 66,17±6,56). Они стремятся к социальной поддержке в стрессовых ситуациях, к социальному контакту, проявляют активность и последовательность в отстаивании своих интересов, уважение интересов окружающих людей, стремление поделиться с ними своими переживаниями и обсудить ситуацию. Вместе с тем матери склонны тщательно взвешивать все возможные варианты решений, избегать риска, испытывать негативные чувства при неудачах и конфликтах и обвинять окружающих. Преодоление психического выгорания возможно за счет стремления к социальной поддержке в стрессовых ситуациях, длительного обдумывания и тщательного взвешивания всех возможных вариантов их решений, а также способностей понимать состояния, чувства, намерения детей по невербальным реакциям общения и анализировать ситуации межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, психическое выгорание, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, копинг-стратегии, матери, дети с нарушениями слуха

Ссылка для цитирования: Молчанова Л. Н., Стулова А. В. Социально-психологическая компетентность матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и подверженных психическому выгоранию, как личностный ресурс его преодоления // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 344-353. doi: 10.32744/pse.2020.1.24

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Молчанова Людмила Николаевна (Россия, Курск) - Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет. E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru. Scopus ID: 57205469895

Стулова Анна Васильевна (Россия, Курск) - Заочный аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет. E-mail: nuta-vasilevna@rambler.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: