Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Психологические профили студентов, склонных к принуждению (манипулированию), ненасилию и невмешательству

Психологические профили студентов, склонных к принуждению (манипулированию), ненасилию и невмешательству

Способность к ненасильственному взаимодействию выступает в качестве важнейшей профессиональной компетенции специалистов социономической (помогающей) сферы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает проблема изучения факторов, определяющих склонность студентов – будущих специалистов к принуждению, манипулированию, ненасилию, невмешательству. Цель работы состояла в выявлении психологического профиля студентов, склонных в процессе взаимодействия отдавать предпочтение методам принуждения или манипулирования, ненасилия и невмешательства.

В исследовании приняло участие 407 студентов Московского гуманитарного и Череповецкого государственного университетов. Из них девушек – 338 человек (83,05%), юношей – 69 человек (16,95%), Средний возраст – 22 года. Исследование проводилось в течении 2018 года и в первой половине 2019 года. В качестве диагностического инструментария выступили авторские опросники на выявление позиций взаимодействия у студентов, раздражительности к людям, чувствительности к человеку (интереса, эмпатии, понимания и помощи) потребностей в опасности и в безопасности, сензитивности к угрозам, способов реагирования в ситуациях опасности, а также известные в психологии тесты и опросники на выявление уровня доверия к себе, эгоцентризма, мотивации достижения успеха и избегания неудач, склонности к риску. Обработка результатов проводилась с использованием методов математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Установлено, что студенты, склонные к использованию принуждения (манипулирования) в целом способны доверять себе, умеренно эгоцентричны, раздражительны, для них не свойственна высокая чувствительность к людям, преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неудач, способны к риску, у них в большей степени, чем у представителей других групп, выражена потребность в переживании чувства опасности, они далеко не всегда чувствительны к угрозам, нередко пренебрегают опасностью. Студенты, склонные к использованию средств ненасилия, способны также в целом доверять себе, не эгоцентричны, не раздражительны, у них высокая чувствительность к человеку, особенно эмпатия и готовность к оказанию помощи, преобладает мотивация достижения успеха, они способны пойти на разумный риск, у них доминирует потребность в обеспечении безопасности, сензитивны (чувствительны) к угрозам, отдают предпочтение адекватным способам реагирования в ситуациях опасности. Студенты, склонные к невмешательству, чаще не доверяют себе, эгоцентричны, раздражительны, плохо понимают людей, у них преобладает мотивация избегания неудач, наряду с потребностью в обеспечении безопасности доминирует потребность в переживании чувства безопасности, они не чувствительны к угрозам, поэтому готовы преувеличивать значение любой опасности.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе организации учебно-воспитательной работы в вузе, а также в процессе разработки специальных программ по формированию у будущих специалистов социономической сферы способности к ненасильственному взаимодействию.

Ключевые слова: принуждение, манипулирование, ненасилие, невмешательство, психологический профиль, студенты

Ссылка для цитирования: Маралов В. Г., Ситаров В. А., Маралова Т. П., Романюк Л. В. Психологические профили студентов, склонных к принуждению (манипулированию), ненасилию и невмешательству // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 282-301. doi: 10.32744/pse.2020.1.20

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Маралов Владимир Георгиевич (Россия, Череповец) - Профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии. Череповецкий государственный университет. E-mail:  vgmaralov@yandex.ru. ORCID ID:  0000-0002-9627-2304. Researcher ID: X-5925-2018. Scopus ID: 57128513900

Ситаров Вячеслав Алексеевич (Россия, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы. Московский гуманитарный университет. E-mail:  sitarov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8426-7487

Маралова Татьяна Петровна (Россия, Череповец) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Череповецкий государственный университет. E-mail:  tmaralova@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0001-6661-3828

Романюк Лариса Валерьевна (Россия, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук, проректор по научной работе. Московский гуманитарный университет. E-mail: lora1408@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2764-8205

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: