Вопрос изучения и профилактики риска суицидального поведения молодежи в современных условиях социально-экономических потрясений, является злободневным, поскольку для юношеского возраста характерны впечатлительность, максимализм, эмоциональная неустойчивость, экспрессивность, отсутствие критического мышления и способности к самоконтролю, несформированность инстинкта самосохранения. Нередко на фоне дезадаптации студентов к обучению в вузе, в связи с изменением их социального статуса и появлением трудностей сложного образовательного процесса проявляется уязвимость студентов в плане формирования риска суицидального поведения. Решение данной проблемы требует системного научного подхода и рассмотрения целого комплекса различных факторов, обусловливающих данное явление и их взаимодействие между собой.
Методы исследования включали в себя логико-теоретический анализ и в качестве основного эмпирического инструментария применялся следующий психодиагностический блок: методика выявления склонности к суицидальным реакциям; опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой; методика психодиагностики суицидальных намерений ПСН – «А»; личностный опросник «НПН-А» 02 (нервно-психическая неустойчивость).
Исследование позволило выделить три основных фактора, которые оказывают существенное влияние на появление суицидального риска у студентов вуза: личностный, эмоциональный, индивидуальное отношение к социальным нормам.
На основе результатов дана характеристика ведущих личностных детерминант каждого фактора суицидального риска у студентов. Материалы статьи позволяют оценить степень выраженности риска суицидального поведения у студентов вуза и подтверждают значимость профилактики суицидального риска у молодёжи. Результаты исследования отражены в рекомендательном комплексе мер социально-психологической профилактики суицидального риска у студентов.
Ключевые слова: личностные детерминанты, факторы суицидального риска, поведенческие реакции, студенты
Ссылка для цитирования: Хабибулин Д. А., Овсянникова Е. А., Тугулева Г. В., Плохотнюк Д. В. Личностные детерминанты суицидального риска у студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 271-281. doi: 10.32744/pse.2020.1.19
Информация об авторах:
Хабибулин Денис Асхатович (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: habibulin-denis@mail.ru Овсянникова Елена Александровна (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: oea307@mail.ru Тугулева Галина Витальевна (Россия, г. Магнитогорск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: garomi@rambler.ru Плохотнюк Дарья Владимировна (Россия, г. Магнитогорск) - Студент кафедры психологии. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. E-mail: darya_plohotnyuk@mail.ru