Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Инклюзивное образование в школе: противоречия и проблемы организации доступной среды (на примере школ РФ)

Инклюзивное образование в школе: противоречия и проблемы организации доступной среды (на примере школ РФ)

В системе российского школьного образования осуществляется переход от медицинского понимания инвалидности к социальному – модели социальной инклюзии. Задача статьи: исследовать противоречия развития и текущее состояние доступной образовательной среды в массовых и инклюзивных школах, а также в специализированных школах с адаптивными программами. Для сбора и анализа данных использовалась качественная стратегия – серия полуформализованных интервью, объектами которого выступили как педагоги инклюзивных, коррекционных и массовых школ, так и родители, воспитывающие детей с ОВЗ (на примере г. Екатеринбурга). Зафиксированы противоречия и проблемы реализации инклюзивного образования: некомпетентность педагогов (дискриминационные установки, психологическая неготовность), методическая необеспеченность, содержание программ повышения квалификации и системы профессиональной переподготовки педагогов без учета потребностей образовательного учреждения; отсутствие преемственности дошкольного и школьного образования (система подготовки к школе детей с ОВЗ). Установлена важность концептуальной перестройки системы достижения инклюзии в российской школе с учетом ценностного компонента (толерантные установки как детей, родителей, так и всего педагогического состава; психологическая готовность к общению и взаимодействию), а не инфраструктурного.

Ключевые слова: инклюзивное образование, доступная образовательная среда, школа, социальная политика, медицинская модель понимания инвалидности, социальная модель понимания инвалидности, модель социального исключения, модель социальной инклюзии

Ссылка для цитирования: Миронова М. В., Смолина Н. С., Новгородцева А. Н. Инклюзивное образование в школе: противоречия и проблемы организации доступной среды (на примере школ Российской Федерации) // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 349-359. doi: 10.32744/pse.2019.6.29

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Миронова Марина Владимировна (Россия, г. Екатеринбург) - Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы департамента политологии и социологии. Уральского гуманитарного института Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: m.v.mironova@urfu.ru. ORCID ID: 0000-0001-8524-911X

Смолина Наталья Сергеевна (Россия, г. Екатеринбург) - Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: n.s.smolina@urfu.ru. ORCID ID: 0000-0003-4389-2996

Новгородцева Анастасия Николаевна (Россия, г. Екатеринбург) - Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: a.n.novgorodtseva@urfu.ru. ORCID ID: 0000-0001-7042-3867

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: