Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Введение. Исследуется проблема повышения качества организации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в специальных медицинских центрах. Целью статьи является представление опыта осуществления такой работы и перспективы ее развития в медицинском центре «Бонум» г. Екатеринбурга. Раскрывается сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Материалы и методы. Методом анкетирования было опрошено 108 родителей, находящихся вместе с ребенком на амбулаторном и стационарном этапах лечения в отделениях Центра. Методом глубинного интервью опрошено 10 родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Проведено 7 интервью со специалистами медицинского (врачи) и немедицинского профиля (специалисты по социальной работе, логопеды), непосредственно участвующими в оказании реабилитационных мероприятий для детей с особенностями развития.

Результаты исследования. Психолого-педагогическая работа является не профильной для данного учреждения, его специалисты не в полной мере готовы к такой деятельности. Выявлены трудности, которые возникают при обучении взрослых членов семьи навыкам выработки у ребенка уверенности в успешной адаптации к жизни в современном обществе, умения общаться с детьми в школе, общественных местах.

Обсуждение результатов и заключение. Среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся в реабилитационное учреждение, сформирован запрос не только на медицинские услуги, но и на психологическую помощь как ребёнку, так и самим родителям, а также на педагогическое сопровождение. Сделан вывод о необходимости организации постоянно действующих школ, в которых психологи, педагоги знакомят родителей с методами социализации детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья, начиная с раннего возраста и до достижения ими социальной зрелости.

Ключевые слова: социальное сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение семьи, ребенок-инвалид, реабилитационный центр, социальная модель инвалидности

Ссылка для цитирования: Меренков А. В., Осипова Е. А., Шарф А. С. Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 360-371. doi: 10.32744/pse.2019.6.30

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Меренков Анатолий Васильевич (Россия, Екатеринбург) - Профессор, доктор философских наук. Заведующий кафедрой прикладной социологии. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: anatoly.mer@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-5900-0863. Scopus ID: 55819596200

Шарф Александра Сергеевна (Россия, Екатеринбург) - Старший преподаватель кафедры социальной работы. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: nobel2023@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4053-9812

Осипова Екатерина Александровна (Россия, Екатеринбург) - Старший преподаватель кафедры социальной работы. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: 21120904@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4941-1428

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: