Проблема исследования состоит в необходимости разрешить противоречие между постоянно усугубляющимися экологическими проблемами современной России и отсутствием эффективной системы формирования экологической культуры у студентов вузов – будущих руководителей различного уровня, предпринимателей, преподавателей и т.д., которые в недалеком будущем будут определять экономическую и экологическую политику государства.
Цель исследования – прогнозирование степени влияния различных взаимосвязанных факторов на уровень сформированности экологической культуры у студентов вузов с использованием когнитивной методологии и проектирование соответствующей продуктивной системы организации деятельности вузов.
В ходе работы были проанализированы результаты проведения Международного конкурса «Декада экологии» за 2015-2019 гг., анкетирования студентов, экспертной оценки и была впервые разработана когнитивная модель уровня сформированности экологической культуры у студентов вузов.
С использованием специализированной программной разработки, позволяющей автоматизировать процесс когнитивного моделирования, на основе разработанной модели была проведена серия имитационных экспериментов и получены прогнозы о степени влияния на уровень сформированности экологической культуры у студентов вузов различных управляющих факторов, таких как, законодательство РФ и Омской области в сфере экологии и механизмы его реализации, экологическое образование студентов и др.
С учетом результатов моделирования были сформулированы предложения по проектированию продуктивной системы организации деятельности вузов, направленной на формирование высокого уровня экологической культуры у обучающихся в них студентов.
Наличие аналогичных проблем характерно для многих государств и регионов мира. В этой связи предложенный подход к анализу проблемной области и формированию высокого уровня экологической культуры у студентов вузов, как наиболее перспективной части общества, может найти широкое применение и за рубежом.
В дальнейшем планируется с использованием когнитивной методологии расширить спектр исследований различных аспектов экологических проблем с учетом специфики различных стран и регионов.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, экспертная оценка, анкетирование, когнитивная модель, имитационное моделирование
Ссылка для цитирования: Тюменцева Е. Ю., Мухаметдинова С. Х., Абдуллаев К. К. Моделирование уровня экологической культуры студентов вузов с использованием когнитивной методологии // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 91-103. doi: 10.32744/pse.2019.6.8
Информация об авторах:
Тюменцева Евгения Юрьевна (Россия, г. Омск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химическая технология». Омский государственный технический университет. E-mail: tumenceva1@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6767-0883 Мухаметдинова Светлана Хамитяновна (Россия, г. Омск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, математики и естественнонаучных дисциплин. Омская гуманитарная академия. E-mail: muhamet-m@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3063-3269 Абдуллаев Кенже Кожахметивич (Казахстан, г. Нур-Султан) - Доктор с.-х. наук, профессор, Генеральный директор ТОО "Научно-производственный центр зернового хозяйства имени А.И. Бараева". E-mail: nona-astana@mail.ru