Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста

Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста

Акцентирование внимания на формировании ценностей и смыслов, связанных с будущей профессией и соотнесение их с профессиональными интересами и направленностью выступают основой профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.

В исследовании приняли участие 135 учащихся школ г. Екатеринбурга в возрасте от 15 до 16 лет, из них – 86 девочек и 49 мальчиков. Для сбора данных использовались методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; «Карта интересов» А. Е. Голомштока, адаптированная авторами; опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой; ориентировочная анкета для изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучеры.

Определение особенностей ценностно-смысловой сферы и критериев профессионального самоопределения (профессиональные интересы и профессиональная направленность) подростков проводилось с помощью методов описательной статистики и корреляционного анализа Пирсона.

Установлено, что ценности профессиональной самореализации для большинства учащихся старшего подросткового возраста не являются предпочитаемыми. На основании сочетания показателей развития профессиональных интересов и профессиональной направленности выделены адаптационный, исследовательский и ценностно-развивающий уровни сформированности профессионального самоопределения. Большинство подростков (55,7%) находятся на адаптационном уровне, т.е. не проявляют активности и самостоятельности в принятии решения о выборе будущей профессии.

Выявленные особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста могут быть использованы в практике профориентационной работы со школьниками, а также в рамках профессионального консультирования в ситуации выбора профессии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, уровни профессионального самоопределения, профессиональные интересы, профессиональная направленность, ценностные ориентации, старший подростковый возраст

Ссылка для цитирования: Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 192-202. doi: 10.32744/pse.2019.6.16

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Сыманюк Эльвира Эвальдовна (Россия, Екатеринбург) - Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, директор Уральского гуманитарного института. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: e.e.symaniuk@urfu.ru. ORCID ID: 0000-0002-7591-7230. Scopus ID: 57190121318

Печеркина Анна Александровна (Россия, Екатеринбург) - Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: a.a.pecherkina@urfu.ru. ORCID ID: 0000-0002-2261-2505. Scopus ID: 57190120274

Закревская Ольга Вадимовна (Россия, Екатеринбург) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Институт развития образования. E-mail: zakrevska@e1.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: