Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Учебно-герменевтические задачи как средство развития филологической одаренности обучающихся профильного лингвистического класса

Учебно-герменевтические задачи как средство развития филологической одаренности обучающихся профильного лингвистического класса

Вопрос выявления, классификации и развития признаков проявления одаренности на стадии школьного обучения находится в активной разработке уже многие годы. Одной из важнейших проблем, стоящих перед школьным образованием, является отсутствие технологий развития навыков понимания у школьников. Для решения поставленной проблемы целесообразно выделение филологической одаренности школьников как частного случая проявления детской одаренности в сфере познавательной деятельности. Аргументируется актуальность использования герменевтического подхода для разработки учебно-герменевтических задач с целью тренировки специфических навыков, необходимых для глубокого понимания текста, а также предлагается типология заданий, способствующих развитию филологических способностей.

Исследование было проведено на основе аудиторных занятий с учащимися 7-10 лингвистических классов, в эксперименте приняли участие 64 подростка в возрасте 13-16 лет. Основными эмпирическими методами исследования выступили наблюдение, тестирование и анкетирование учащихся, а также методы статистической обработки экспериментальных данных.

Результаты исследования показывают положительную динамику в области развития четырех ключевых навыков: концентрация внимания и выделение явно указанной информации (на 34,6%), формирование простых умозаключений (на 54,6%), интерпретация и обобщение идей и данных (на 16,6%), оценка и критический анализ содержания и элементов текста (на 15,6%). На основе качественного анализа результатов эксперимента сформулирована структура филологической одаренности, включающая в себя познавательный, аналитический, художественно-эстетический и мотивационный уровни. Количественные показатели могут разниться в зависимости от сложности тренируемого навыка, но общие итоги исследования подтверждают перспективность применения герменевтического подхода при преподавании в школе дисциплин филологического цикла.

Ключевые слова: филологическая одаренность, школьное образование, герменевтический подход, учебно-герменевтические задачи, понимание

Ссылка для цитирования: Самсонова Н. В., Будоян Е. А. Учебно-герменевтические задачи как средство развития филологической одаренности обучающихся профильного лингвистического класса // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 203-214. doi: 10.32744/pse.2019.6.17

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Самсонова Надежда Владиславовна (Россия, Калининград) - Доктор педагогических наук, профессор Института образования. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. E-mail: NSAMSONOVA@kantiana.ru. ORCID ID: 0000-002-2734-3666

Будоян Екатерина Александровна (Россия, Калининград) - Аспирант. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. E-mail: EBudoyan@stud.kantiana.ru. ORCID ID: 0000-0003-3733-519X

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: