Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и их особенностей у юношей и девушек

Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и их особенностей у юношей и девушек

Актуальность исследования обусловлена высокими интеллектуальными и информационными нагрузками, которым подвергаются молодые люди в возрасте 16–18 лет. Цель исследования – определить специфику проявления когнитивных стилей у юношей и девушек в период обучения, который приходится на окончание школы и начало обучения в вузе.

В исследовании приняли участие 90 человек (63 девушки и 27 юношей), средний возраст испытуемых: хср = 17,4; σ = 0,58. Для исследования аналитичности/холистичности использовались методики, соответствующие трем уровням проявления данного когнитивного стиля (восприятие, мышление и мировоззрение): «Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица», «Методика оценки стилей мышления» и «Опросник AHS». Математическая обработка данных осуществлялась посредством φ*-критерия, дисперсионного анализа Фишера и корреляционного анализа Пирсона.

Установлено, что различия между юношами и девушками связаны с уровнем восприятия (у юношей в большей степени проявляется аналитический, а у девушек – холистический стиль), и не проявляются на уровне мышления и мировоззрения. Независимо от пола наиболее тесные взаимосвязи наблюдаются у параметров «аналитичности – холистичности» и «импульсивности – рефлексивности». Полезависимость и визуализация как когнитивные стили также связаны с холистичностью, но у юношей и девушек это проявляется по-разному.

Результаты исследования подтверждают данные о трехуровневой структурной организации когнитивных стилей, и о выделении аналитичности/холистичности в качестве базовой структуры, определяющей стилевые характеристики личности.

Полученные данные позволят наиболее эффективно организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой проявления когнитивных стилей у юношей и девушек.

Ключевые слова: когнитивные стили, аналитичность–холистичность, половые различия

Ссылка для цитирования: Пермякова М. Е., Коваленко В. Я., Виндекер О. С. Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и их особенностей у юношей и девушек // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 251-261. doi: 10.32744/pse.2019.6.21

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Пермякова Маргарита Евгеньевна (Россия, Екатеринбург) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: pme8@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9384-5939

Коваленко Валерия Ярославовна (Россия, Екатеринбург) - Психолог. Клиника Института Мозга. E-mail: lerchenka95@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0002-7486-5379 

Виндекер Ольга Сергеевна (Россия, Екатеринбург) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: o.s.vindeker@urfu.ru. ORСID ID: 0000-0002-2153-1535

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: