Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов

Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов

Актуальность исследования обусловлена распространением онлайн-обучения в высшей школе, что стимулирует изучение психологических характеристик успешных в этом формате студентов. Целью стал поиск психологических предикторов эффективности онлайн-обучения. Выборку составили 215 студентов Уральского федерального университета.

Была изучена субъективная оценка результатов онлайн-обучения, в также баллы респондентов из экзаменационных ведомостей онлайн-курсов. Для сбора данных о личностной сфере студентов были использованы следующие методики: многофакторный личностный опросник «Большая пятерка» BigFive (Р. МакКрае и П. Коста); диагностика мотивов учебной деятельности студентов (Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, О. А. Сычев); диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева), шкалы прогрессивных матриц Дж. Равена.

Факторный анализ результатов показал, что ключевыми психологическими позициями, влияющими на эффективность студентов в условиях онлайна, являются выраженность внутренней и внешней мотивации, уровень развития интеллекта, доброжелательность, добросовестность и открытость новому опыту, также значение имеет стаж обучения в вузе в целом и на онлайн-курсах в частности.

Полученные результаты говорят о том, что на сегодня одной из наиболее проблемных зон онлайн-курсов является оценка результатов обучения. Выявленные индивидуально-психологические особенности более и менее успешных студентов МООК являются важной информацией для разработчиков и преподавателей, работающих в этом формате. С опорой на эти данные можно более целенаправленно создавать ситуацию успеха в обучении для различных категорий студентов, то есть обеспечивать принцип адаптивности онлайн-обучения.

Ключевые слова: массовые онлайн-курсы, эффективность обучения, электронное обучение, адаптивное обучение, индивидуальный подход в обучении, психологические характеристики студенчества

Ссылка для цитирования: Клименских М. В., Лебедева Ю. В., Мальцев А. В., Савельев В. В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. doi: 10.32744/pse.2019.6.26

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Клименских Марина Владимировна (Россия, Екатеринбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: marina.klimenskikh@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9920-4470

Лебедева Юлия Владимировна (Россия, Екатеринбург) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: ljulia1@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0003-3259-6294

Мальцев Алексей Владимирович (Россия, Екатеринбург) - Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: A.V. Maltsev@urfu.ru. ORCID ID: 0000-0001-8097-7863

Савельев Владимир Вадимович (Россия, Екатеринбург) - Старший преподаватель кафедры клинической психологии и психофизиологии. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. E-mail: bbsav91@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-7457-5355

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: