Перспективы науки и образования

Главная » Особенности подготовки педагогических кадров » Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады «Я-профессионал»)

Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады «Я-профессионал»)

Актуальность. На современном этапе развития системы высшего образования ставится проблема подготовки компетентных специалистов, способных реализовать свой потенциал в образовательно-обучающей деятельности. Согласно документам об образовании, критериями оценки качества учителя выступают готовность к решению дидактических задач, наличие дидактических умений, навыков и т.д. В связи с этим, в педагогической науке возникает проблема поиска методов обучения, которые наиболее эффективно способствовали бы совершенствованию дидактической подготовки будущего учителя.

Целью исследования является обоснование возможностей использования демонстрации модельного учебного занятия как метода совершенствования дидактической подготовки будущего учителя.

Методология и методики исследования. Исследование проводилось с опорой на положения личностно-ориентированного и компетентностно-деятельностного подходов. Использованы такие научные методы, как анализ, систематизация и обобщение научно-педагогической литературы, наблюдение и анализ продуктов деятельности экспертного жюри по оцениванию модельного учебного занятия конкурсантов олимпиады.

Результаты и научная новизна. Демонстрация будущим учителем модельного учебного занятия способствует совершенствованию его дидактической подготовки и стимулирует педагогическое творчество. Представлены формируемые у будущего учителя компетенции в рамках демонстрации модельного учебного занятия: социальная, когнитивная и функциональная, а также уровни их сформированности: недостаточный, базовый, профессиональный и выдающийся. Описан опыт кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева по организации и использованию демонстрации модельного учебного занятия будущим учителем, способствующего совершенствованию его дидактической подготовки как конкурсного испытания на региональном этапе Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я-профессионал» по направлению подготовки «Педагогическое образование (основное)».

Практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по повышению и совершенствованию уровня дидактической подготовки будущего учителя, которая заключается в освоении общих основ обучения, профессиональной подготовке к организации процесса обучения, осуществлении учебной работы в условиях дидактической системы школы, а также организации и руководстве познавательной деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: дидактическая подготовка, дидактическая компетентность, модельное учебное занятие, будущий учитель, демонстрация, метод

Ссылка для цитирования: Шукшина Т. И., Каско Ж. А. Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады «Я-профессионал») // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 482-491. doi: 10.32744/pse.2019.5.34

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Шукшина Татьяна Ивановна (Россия, Саранск) - Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой педагогики. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. E-mail: TIshukshina@yandex.ru

Каско Жанна Агасиевна (Россия, Саранск) - Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. E-mail: feeder345@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: