Перспективы науки и образования

Главная » Особенности подготовки педагогических кадров » Семиотическая компетентность будущего учителя: постановка проблемы, диагностика, перспективы развития

Семиотическая компетентность будущего учителя: постановка проблемы, диагностика, перспективы развития

Актуальность. Интенсивное развитие современных информационных технологий, динамичное накопление информации человечеством как вызовы времени, актуализируют очевидную необходимость владения педагогом умениями работы с информацией, знаками, знаковыми системами, т.е. семиотической компетентностью. Однако проблема развития семиотической компетентности студентов – будущих педагогов – в науке практически не исследована, отсутствуют измерительные инструменты (диагностики) для выявления уровня её развития, не разработаны педагогические механизмы её становления в вузе.

Цель статьи – проанализировать имеющиеся в педагогической науке представления о семиотической компетентности, аргументировать необходимость овладения ею студентами направления подготовки «Педагогическое образование», представить результаты проведенного исследования по выявлению уровня развития семиотической компетентности у будущих педагогов.

Методология и методики исследования. В качестве методологических оснований исследования проблемы развития семиотической компетентности будущих педагогов используются семиотический, компетентностный, интегративно-дифференцированный, аксиологический подходы. Для выявления уровня развития семиотической компетентности студентов педагогического направления подготовки применяется комплексная диагностическая методика, сконструированная авторами (на основе имеющихся разработок в области искусства, журналистики, рекламы, педагогики, психологии), адаптированная к исследуемой ситуации.

Результаты статьи выражены в виде определения семиотической компетентности педагога; представления и анализа результатов диагностирования уровня семиотической компетентности студентов педагогического направления подготовки; определения перспектив развития исследуемого феномена как интегрального качества личности студента в процессе обучения в вузе.

Научная новизна состоит в выявлении специфики семиотической компетентности применительно к студенту – будущему педагогу.

Практическая значимость определяется созданием и возможностью применения для диагностики специального теста по выявлению уровня развития семиотической компетентности педагога и прогнозированием инвариантных и вариативных дидактических компонентов для подготовки студентов к реализации семиотического подхода в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: семиотика, семиотика образования, семиотическая компетентность, семиотический подход в образовании, будущие педагоги, диагностика

Ссылка для цитирования: Коршунова О. В., Шкаликов Е. В. Семиотическая компетентность будущего учителя: постановка проблемы, диагностика, перспективы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 452-467. doi: 10.32744/pse.2019.5.32

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Коршунова Ольга Витальевна (Россия, г. Киров) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Вятский государственный университет. E-mail: okorchun@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2633-0305

Шкаликов Евгений Викторович (Россия, г. Киров) - Аспирант кафедры педагогики. Вятский государственный университет. E-mail: home2038@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-2109-2819

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: