Перспективы науки и образования

Главная » История педагогической мысли » Организация и принципы педагогического воздействия на несовершеннолетних в иркутском исправительно-воспитательном приюте (конец XIX – начало XX вв.)

Организация и принципы педагогического воздействия на несовершеннолетних в иркутском исправительно-воспитательном приюте (конец XIX – начало XX вв.)

Наметившаяся в современной российской пенитенциарной системе тенденция преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры, нацеленные на формирование новых для осужденных ценностей, приобщение к системе социальных отношений, актуализирует педагогическую значимость исторического опыта исправления и перевоспитания несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

Авторы рассматривают вариант организации пенитенциарной педагогики в Иркутском исправительно-воспитательном приюте для несовершеннолетних конца XIX – начала ХХ вв., – ставшего первым, по времени открытия, учреждением подобного типа на обширной территории Сибири. История отдельного учреждения заслуживает внимания в силу того, что, несмотря на однотипность решаемых задач, исправительно-воспитательные заведения различались по подходам, методам и результатам педагогического воздействия. Ключевым методом исследования является диалектический, позволяющий рассматривать педагогический процесс как развивающийся, противоречивый, регулирующий отдельные стороны ювенальной системы. Реализация новаторских педагогических и правовых подходов к исправительному воспитанию освещается в контексте социального восприятия несовершеннолетних правонарушителей в целом, представлена как забота и контроль, сопоставлена с работами других авторов. В систематизированном виде в научный оборот введены новые исторические документы и факты регионального уровня, которые раскрывают комплекс педагогических взаимодействий в практике исправительно-воспитательного заведения конца XIX – начала ХХ вв., формируют ценностно-ориентационные подходы к оценке его опыта.

Представленный положительный исторический опыт педагогического воздействия на личность несовершеннолетнего может оказать помощь в поиске эффективных технологий реабилитации детей и подростков в условиях специализированных учреждений закрытого типа.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, индивидуализация наказания, воспитательно-исправительные приюты, педагогический процесс, меры педагогического воздействия

Ссылка для цитирования: Катцина Т. А., Пашина Н. В., Мезит Л. Э. Организация и принципы педагогического воздействия на несовершеннолетних в Иркутском исправительно-воспитательном приюте (конец XIX – начало XX вв.) // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 386-399. doi: 10.32744/pse.2019.5.27

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Катцина Татьяна Анатольевна (Россия, Красноярск) - Доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики социальной работы. Сибирский федеральный университет. E-mail: tkatsina@sfu-kras.ru. ORCID ID: 0000-0001-6566-9678

Пашина Наталья Васильевна (Россия, Красноярск) - Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук. Сибирский федеральный университет. E-mail: nvpashina@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-1684-2961

Мезит Людмила Эдгаровна (Россия, Красноярск) - Доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории. Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева. E-mail: mezit@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-3341-4237

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: