Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » О подходах к оценке решения задач математических олимпиад школьников

О подходах к оценке решения задач математических олимпиад школьников

Введение. Актуальность исследования детерминирована необходимостью усовершенствования процедуры оценивания знаний участников олимпиад по математике. Проблема исследования заключается в отсутствии объективности при оценивании олимпиадных работ учащихся, и, с учётом разнообразия оценочных систем, эта проблема приобретает масштабный характер.
Материалы и методы. Для решения этой проблемы применялся анализ психолого-педагогической, методической литературы по теории и практике педагогических измерений, программных документов, протоколов олимпиад; изучен и обобщен опыт жюри олимпиад по оцениванию; проведено наблюдение за процедурой проверки олимпиадных работ.

Результаты исследования. В практике критериального оценивания выявлено три подхода к оценке решения олимпиадной задачи, в основе которых лежит уровень сложности заданий. Проверка решения олимпиадных задач предусматривает применение двух видов оценочных шкал: количественной и качественной. Так, в республиканских олимпиадах по математике Кыргызстана и России традиционно применяются 7-, 10-балльные системы оценки решения задач, встречается оценка сложности задачи по 30-балльной системе. В Московских математических олимпиадах практикуется проверка работ с применением символов +, +., -, -., +/2, \pm, \p, !, 0. В открытых математических олимпиадах школьников Латвии для оценки уровней математических компетенций применяется специальная система, включающая коды для каждого шага решения am12, ap12 и др. В олимпиадах Казахстана применяют буквенные обозначения А, В, С. Дескрипторы критериев оценки характеризуют степень продвижения участника олимпиады в решении задачи.

Заключение. Критериальное оценивание заданий математических олимпиад основано на экспертной оценке, отражающей 6 уровней владения математическими компетенциями. Критериальное оценивание олимпиадных работ должно соответствовать программе обучения школы олимпийского резерва по математике; форме развернутого контроля, выявляющей способности школьника решать комплексные задачи; его индивидуальные психолого-педагогические особенности и математические способности. Это позволит определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы олимпийского резерва по математике за определенный период. Конкретность и точность формулировки критериев оценки заданий, определение баллов за каждый этап решения задач олимпиады способствует объективному оцениванию математических способностей ее участников, обеспечивая более качественный отбор победителей заключительного этапа.

Перспективы. С появлением новых форм олимпиад и интеллектуальных конкурсов, задания которых наименее поддаются формализации, проблема разработки критериев объективной оценки их решения, остается актуальной.

Ключевые слова: республиканская олимпиада, заключительный этап, математика, задача, решение, критерии оценивания, подходы, оценочные шкалы, дескрипторы, баллы

Ссылка для цитирования: Келдибекова А. О. О подходах к оценке решения задач математических олимпиад школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 324-344. doi: 10.32744/pse.2019.5.23

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Келдибекова Аида Осконовна (Кыргызстан, Ош) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии обучения математике и информатике и образовательного менеджмента. Ошский государственный университет. E-mail: aidaoskk@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-6444-0468

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: