Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Развитие механизмов самоконтроля у студентов вузов при изучении иностранного языка

Развитие механизмов самоконтроля у студентов вузов при изучении иностранного языка

Изучена проблема развития механизмов самоконтроля у студентов высших учебных заведений при изучении иностранного языка. Важность развития навыков самоконтроля связана с их ролью в развитии компонентов, характеризующих способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах.

Основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых, нормативно-законодательных актов Российской Федерации о высшем профессиональном образовании; диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных (статистический критерий хи-квадрат Пирсона). Для того чтобы решить проблему развития механизмов самоконтроля был проведен педагогический эксперимент с определенным количеством участников, причем в экспериментальной группе использовались специальные упражнения, а эффективность была подтверждена математической статистикой.

Выявлены статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню сформированности мотивационного компонента (χ2эмп = 22,897; p < 0,001), когнитивного компонента (χ2эмп = 23,106; p < 0,001) и рефлексивного компонента (χ2эмп = 8,812; p = 0,013 < 0,001). В экспериментальной группе после формирующего эксперимента у студентов наблюдался более высокий уровень развития навыков самоконтроля, чем у студентов контрольной группы, где занятия проходили по стандартной программе. Анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил, что развитие механизмов самоконтроля у студентов возможно при проектировании процесса обучения и использовании учебных стратегий. Перспективы нашего дальнейшего исследования мы связываем с изучением такого аспекта самоорганизации как автономное обучение.

Ключевые слова: самоконтроль, иностранный язык, навыки, учебные стратегии, обучение в сотрудничестве, мозговой штурм, дебаты, дискуссия, обучение по станциям, дневник обучения

Ссылка для цитирования: Белова Л. А., Быстрай Е. Б., Слабышева А. В. Развитие механизмов самоконтроля у студентов вузов при изучении иностранного языка // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 229-242. doi: 10.32744/pse.2019.5.17

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Белова Лариса Александровна (Российская Федерация, г. Челябинск) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: telems74@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0002-2036-6937

Быстрай Елена Борисовна (Российская Федерация, г. Челябинск) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: bistraieb@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0001-5976-3465

Слабышева Алевтина Васильевна (Российская Федерация, г. Челябинск) - Старший преподаватель кафедры иностранных языков. Уральский государственный университет физической культуры. E-mail: slabyshevaa@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-5387-4022

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: