Перспективы науки и образования

Главная » Вопросы школьного и дошкольного образования » Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников

Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников

Существует проблема развития способности младших школьников к социальным коммуникациям, которую обозначают в своих исследованиях как отечественные (Т.З. Адамьянц, 2005; С.Ю. Митрофанова, 2017; М.Ю. Худаева, 2015) так и зарубежные ученые (Lesley A. Craig-Unkefer, Ann P. Kaiserна, 2002). Структура социально-коммуникативного развития младшего школьника содержит социально-интеллектуальный, деятельностно-практический, мотивационно-ценностностный, эмоциональный и рефлексивно-оценочный компонент. В экспериментальном исследовании по развитию социальных коммуникаций приняли участие: 58 учеников 3-х классов средней общеобразовательной школы № 14 г. Курска (Российская Федерация); экспериментальная группа – 58 младших школьников образовательного учреждения «Прогимназия «Радуга»» г. Курска (Российская Федерация). В ходе эксперимента была реализована психолого-педагогическая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мы в мире живем» (автор О.Ю. Байбакова), которая включала в себя четыре взаимосвязанных блока: «Мы играем», «Мы учимся», «Мы празднуем», «Мы творим добро». По результатам эксперимента стало известно, что в экспериментальной группе наблюдаются наиболее значимые изменения по мотивационно-ценностному компоненту (t= 2.253, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)); на втором месте – рефлексивно-оценочный компонент (t = 9. 157, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)); на третьем – социально-интеллектуальный (t = 2.253, что соответствует 5% уровню достоверности (p<0,05) и эмоциональный компоненты (t = 9.504, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)) и на последнем месте деятельностно-практический компонент (t = 4.943, что соответствует 1% уровню достоверности (p<0,01)). Реализация специально разработанной психолого-педагогической программы внеурочной деятельности способствует не только эффективному протеканию социально-коммуникативного развития младших школьников, но и обеспечивает успешную социализацию детей в реальном социальном мире.

Ключевые слова: социальные коммуникации; младший школьный возраст, социально-коммуникативное развитие, психолого-педагогическая программа, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, полисубъектное взаимодействие

Ссылка для цитирования: Антопольская Т. А., Байбакова О. Ю., Журавлева С. С. Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 289-300. doi: 10.32744/pse.2019.5.21

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Антопольская Татьяна Аникеевна (Россия, г. Курск) - Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии. Курский государственный университет. E-mail: antopolskaya@yandex.ru

Байбакова Ольга Юрьевна (Россия, г. Курск) - Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования. Курский институт развития образования. E-mail: bajbakova.olga@yandex.ru

Журавлева Светлана Сергеевна (Россия, г. Курск) - Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования. Курский институт развития образования. E-mail: sv@lykorian.org.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: