Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе

Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе

Введение. Актуальность изучения самостоятельной учебной деятельности обучающихся в вузе обусловлена привлечением самостоятельной работы как ресурса для совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Среди аспектов организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов вопросам отношения обучающихся к данному виду учебной деятельности, учету их предпочтений, стратегий и трудностей при ее выполнении уделяется недостаточное внимание. В этом контексте исследование отношений студентов к внеаудиторной самостоятельной работе представляет интерес и определяет цель данной работы.

Материалы и методы. Анализ, сопоставление и оценка отношений студентов к внеаудиторной самостоятельной работе проведены по результатам анкетирования 210 студентов 1-3 курсов очной формы обучения Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета с использованием авторских анкет «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: отношение, особенности организации и самоорганизации» и «Выполнение реконструктивных заданий в составе внеаудиторной самостоятельной работы студентов».

Результаты исследования. Показано, что при положительном и нейтральном отношении участников анкетирования к внеаудиторной самостоятельной работе (86%), обучающиеся отмечают отсутствие внимания преподавателей к проблеме загруженности студентов (47%) и к необходимости согласования объемов работ (33%), что становится причиной чрезмерных нагрузок на студентов и недобросовестного выполнения ими заданий (48%). Стремление обучающихся «оптимизировать» работу, объясняемое в большей мере перегрузкой, чем внешней мотивацией (13%), подавляет значимость научного и творческого поиска. Заявляя о желании получать больше творческих и проектных заданий (49%) и об удовольствии от их выполнения (85%), студенты отдают предпочтение менее трудоемким работам репродуктивно-воспроизводящего типа (100%). Вопреки современной тенденции к частичному замещению в вузах очного обучения дистанционным контактная работа преподавателя со студентами при выполнении самостоятельной работы востребована (81%) и, по мнению обучающихся, влияет на их отношение и мотивацию к изучению предмета (83%).

Обсуждение результатов. Соотнесение результатов опытно-экспериментальной работы с данными, полученными на основе анализа научно-педагогической литературы, показало, что выявленные проблемы актуальны как для отечественной высшей школы, так и для зарубежной, а поиск их решения является предметом теоретических и практических исследований в современной педагогике. На основе изучения мнения студентов сформулированы рекомендации для преподавателей: при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо обеспечивать оперативную педагогическую поддержку студентов, контролировать распределение нагрузки на студентов, повышать уровень преподавания, использовать методы проектного и кооперативного обучения, включать задания исследовательской и творческой направленности. Анализ полученной в ходе исследования информации и выявленные возможные пути повышения эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов будут способствовать улучшению качества профессиональной подготовки специалистов на вузовском этапе обучения.

Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа студентов, высшее образование, педагогика высшей школы, организация самостоятельной работы, отношение студентов

Ссылка для цитирования: Тихонова О. В., Азизян И. А., Гречушкина Н. В. Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 98-116. doi: 10.32744/pse.2019.5.8

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Тихонова Оксана Валентиновна (Россия, Рязань) - Кандидат физико-математических наук, доцент. Рязанский институт (филиал). Московский политехнический университет. E-mail: tihonova_oksv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9894-045X

Азизян Инара Артушовна (Россия, Рязань) - Кандидат педагогических наук, доцент. Рязанский институт (филиал). Московский политехнический университет. E-mail: inara_azizyan@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2599-2475

Гречушкина Нина Владимировна (Россия, Рязань) - Старший преподаватель. Рязанский институт (филиал). Московский политехнический университет. E-mail: grechushkinanv@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-8386-6146

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: