Ставится проблема концептуального изменения содержания и структуры трансляции социально значимого знания поколению «цифровой эры». Методологическую основу изысканий автора составили три принципа Нового энциклопедизма (концептуальность, тезаурусность и кумулятивность) и их интерпретация применительно к учебному концептуарию как субъектно ориентированному комплексному представлению о мире, человеке и культуре. Раскрыты исходные положения создания учебного электронного концептуария культуры на модульной основе. В качестве примера описана структура модуля-концепта «Честь», разработанная в рамках магистерской программы. Предлагается комплекс методических средств, направленных на моделирование лингвокультурологического портрета концепта в пространстве языка и культуры. Делается вывод о том, что гуманитарный образовательный проект «Доминанта души» через интеграцию концептуальной и технологической своих составляющих вполне вписывается в типологию сетевых структурированных ресурсов Нового Энциклопедизма (энциклопедическое представление феноменов культуры, в том числе концептов как «концентратов культуры»), обеспечивая проектирование целостного контекста знаний и опыта магистров на основе овладения ими различными метапредметными и трансдисциплинарными компетенциями, включая способность к интегративности как способу объединения разных областей духовной культуры вокруг определенных проблем и вопросов.
Ключевые слова: Новый энциклопедизм, субъективизация гуманитарного знания, учебный концептуарий культуры, структура модуля-концепта
Ссылка для цитирования: Мишатина Н. Л. Учебный концептуарий культуры в горизонте Нового Энциклопедизма // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 47-62. doi: 10.32744/pse.2019.5.4
Информация об авторах:
Мишатина Наталья Львовна (Россия, Санкт-Петербург) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. E-mail: mishatina-nl@yandex.ru. ORCID iD: 0000-0001-6959-8774