Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Проблемы формирования гендерной компетентности в пространстве современного российского вуза

Проблемы формирования гендерной компетентности в пространстве современного российского вуза

Формирование гендерной компетенции рассматривается как предметная область психологии и педагогики. Анализируется комплекс проблем становления развития гендерной компетентности у российской молодежи. Кроме собственно вузов механизмов, описываются и те, которые находятся вне непосредственного ведения высшей школы, но оказывают мощнейшее влияние на разработку гендерной проблематики в России в целом. Гипотезой исследования является тезис, что комплексное изучение вопроса о развитии гендерной компетентности студентов возможно только в рамках взаимодействия многих общественных и гуманитарных наук.

Теоретические положения статьи подкрепляются эмпирическим материалом, полученным посредством качественных и количественных исследований (анкетирование, фокус-группы, глубинные интервью), проведенных в 2018-2019 гг. в вузах Нижнего Новгорода.

Анализ проведенных исследований показывает, что гендерная компетентность должна включить навык комплексной деконструкции социальных явлений с целью отслеживания факторов и механизмов формирования дискриминационных практик в социуме. Мощнейшим инструментом в данном направлении является система образования.

Полученные выводы позволяют утверждать, что на сегодняшний день говорить о сформированности у российского студенчества гендерной компетентности (и отдельных ее структурных компонентов) не представляется возможным. Выдвигается тезис, согласно которому формирование данного свойства личности должно осуществляться структурно и идеологически. В рамках деятельности университета по формированию гендерной компетентности необходимо включение данной компетенции в образовательные стандарты в качестве самостоятельной универсальной компетенции либо как элемент компетенций, направленных на развитие таких качеств студента как возможность организации работы в коллективе, толерантно воспринимая не только культурные, этнические, религиозные, но и гендерные различия.

Ключевые слова: гендерная компетентность, университет, студенты, гендерный миф, гендерный «символический порядок»

Ссылка для цитирования: Бабаева А. В., Кузнецова Е. В., Шмелева Н. В., Шляхов М. Ю. Проблемы формирования гендерной компетентности в пространстве современного российского вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 117-129. doi: 10.32744/pse.2019.5.9

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бабаева Анастасия Валентиновна (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и общественных наук. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет). E-mail: dff1890@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-0676-6336

Кузнецова Екатерина Вячеславовна (Россия, Нижний Новгород) - Магистрант, главный специалист Отдела управления образовательными программами. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет). E-mail:  ia.4682739113@gmail.com  

Шмелева Наталья Владимировна (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры философии философии и общественных наук. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет). E-mail: shmelevanv@mail.ru . ORCID ID: 0000-0001-8822-7629

Шляхов Михаил Юрьевич (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Истории России и вспомогательных исторических дисциплин. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет). E-mail: mik-shlyakhov@yandex.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: