Перспективы науки и образования

Главная » Военная педагогика » Понимание коммуникативного поведения курсантов – важное направление воспитательной работы

Понимание коммуникативного поведения курсантов – важное направление воспитательной работы

Проблема и цель. Целью настоящей публикации является выявление и изучение роли коммуникативного поведения курсантов в структуре личности и социальной адаптации. Рассматривается проблема взаимообусловленности личностных параметров адаптационного комплекса и личностных параметров, определяющих и свидетельствующих о доминирующей роли коммуникативного поведения в адаптации курсантов военного вуза.

Методология. Социальная адаптация как процесс активного приспособления субъекта к условиям социальной среды, предусматривает наличие определенных способов реализации данного процесса на феноменологическом уровне это механизмы общения, а на онтологическом – коммуникативное поведение. Следовательно, коммуникативное поведение выступает одним из внутренних, субъектных факторов социальной адаптации и оказывает существенное влияние на адаптацию и её структуру как автономный процесс. В итоге через воздействие коммуникативного поведения происходит изменение существенных структурных связей адаптации как личностной функции, адаптация может иметь как адаптивную, так и реадаптивную направленность. При этом коммуникативное поведение выступает регулятором этого процесса. Для выяснения способностей личности, позволяющих осуществлять метакогнитивную регуляцию адаптационного процесса и установления степени включенности в коммуникативную деятельность данного уровня проводилось эмпирическое исследование. Его задачи определить: характеристики коммуникативного поведения; уровень метакогнитивной регуляции коммуникативной и адаптационной деятельности; на основе корреляционного анализа выявить взаимосвязи характеристик коммуникативного поведения и параметров адаптации в выборке курсантов, определить направленность данных взаимосвязей.

Результаты. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что определяющие коммуникативное поведение и свойства личности находятся в прямо пропорциональных отношениях с адаптацией, т.е. чем выше будут развиты личностные качества, влияющие на коммуникативное поведение, тем выше будет уровень адаптации. Ряд личностных качеств имеют обратно пропорциональную связь с адаптацией, это свидетельствует об обратно пропорциональной связи между адаптацией и личностными качествами, влияющими на коммуникативное поведение, Таким образом, социальная адаптация курсантов военных институтов, имеет взаимосвязь с их личностными качествами, а качества коммуникативного поведения имеют наибольшую выраженность связей, соответственно коммуникативное поведение выступает важным фактором социальной адаптации курсантов военных институтов.

Заключение. Коммуникативное поведение является важнейшей характеристикой деятельности личности. Это сложное психологическое структурное образование, включающее характеристики личностного и социально-личностного уровня, его компоненты имеют многочисленные связи с психологическими составляющими адаптационного потенциала личности. Основной функцией коммуникативного поведения является регуляция социального взаимодействия и общения. Коммуникативное поведение обеспечивает оценку и регуляцию поведения на метакогнитивном уровне. Плотность связей и взаимообусловленность личностных параметров адаптационного комплекса определяющих коммуникативное поведение свидетельствует о его доминирующей роли в адаптации курсантов военных институтов.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, адаптация, курсанты, военное образование

Ссылка для цитирования: Бережнова Л. Н., Федосеева И. А., Тарасов Д. Ю. Понимание коммуникативного поведения курсантов – важное направление воспитательной работы // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 425-447. doi: 10.32744/pse.2019.4.33

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бережнова Людмила Николаевна (Россия, Новосибирск) - Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики непрерывного профессионального образования факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования). Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: simabln@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3573-0762

Федосеева Ирина Александровна (Россия, Новосибирск) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры практической и специальной психологии. Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: fedoseevairina60@gmail.com

Тарасов Дмитрий Юрьевич (Россия, Новосибирск) - Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Новосибирский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: parus77777@yandex.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: