Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Ранжирование студентов в соответствии с уровнем творческого потенциала на основе метода анализа иерархий и теории нечетких множеств

Ранжирование студентов в соответствии с уровнем творческого потенциала на основе метода анализа иерархий и теории нечетких множеств

Известно, что задача организации высшего образования заключается в том, чтобы обеспечить студентов фундаментальными знаниями, соответствующими профессиональными умениями и навыками. Но не менее важной, если не основной, является задача формирования творческой личности, обеспечения высокого уровня творческого потенциала обучаемого.
Цель предлагаемой работы – на основании статистических данных определить важность критериев творческого потенциала с точки зрения анкетируемых и вычислить относительную оценку уровня творческого потенциала нескольких субъектов.

В работе использовались метод экспертных оценок, элементы корреляционного анализа, метода анализа иерархий (МАИ) и теории нечетких множеств (ТНМ).
На основании экспертных оценок установлено: важность критериев творческого потенциала по мнению экспертов; отсутствие корреляционной зависимости между критериями; однородность совокупности значений критериев. Анализ статистических данных позволил исключить из дальнейшего рассмотрения один из критериев и считать среднеарифметические значения адекватной оценкой случайных величин, соответствующих рассматриваемым критериям. В результате качественных парных сравнений посредством алгоритма МАИ вычислены относительные приоритеты по каждому критерию для трех объектов исследования – выпускников вуза. С использованием ТНМ определено их преимущество в соответствии с уровнем творческого потенциала. Отмечено, что при решении многокритериальных задач пренебрежение кажущейся незначительной неравновесностью критериев может привести к неопределенному результату. Показано, что для устранения такой неопределенности необходимо учитывать даже самое незначительное различие важности критериев.

Благодаря своей простоте рассмотренный алгоритм многокритериального ранжирования может без существенных затруднений использоваться для решения разнообразных задач выбора лучшего варианта, встающих перед работниками образования в учебном процессе.

Ключевые слова: творческий потенциал, экспертные оценки, анализ иерархий, нечеткие множества, функция принадлежности

Ссылка для цитирования: Апатова Н. В., Гапонов А. И. Ранжирование студентов в соответствии с уровнем творческого потенциала на основе метода анализа иерархий и теории нечетких множеств // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 484-496. doi: 10.32744/pse.2019.4.37

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Апатова Наталья Владимировна (Российская Федерация, Симферополь) - Профессор, доктор педагогических наук, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Бизнес-информатики и математического моделирования». Институт экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. E-mail: apatova@list.ru. ORCID ID: 0000-0003-4066-3821

Гапонов Андрей Иванович (Российская Федерация, Симферополь) - Доцент, кандидат физико-математических наук, Доцент кафедры «Бизнес-информатики и математического моделирования». Институт экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. E-mail: bal8996@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-0127-9643

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: