Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Готовность педагогов общей и коррекционной практики к работе в условиях образовательной инклюзии

Готовность педагогов общей и коррекционной практики к работе в условиях образовательной инклюзии

Введение. Цель статьи – осмысление актуальной готовности дефектологов и педагогов общей практики к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной инклюзии. Актуальность исследования определяется трудностями педагогов при организации коррекционно-развивающего процесса в инклюзивной практике. Исследуется мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и профессионально-личностный компоненты профессиональной готовности и определяется специфика ее актуализации у педагогов инклюзивной практики. По мнению авторов статьи, это позволит определить спектр проблем в системе подготовки кадров и составить рекомендации педагогам для эффективной реализации включенного образования.

Материалы и методы. В исследовании использован авторский Лист самооценки готовности педагога к работе в условиях образовательной инклюзии. Самооценивание готовности выполнялось по пятибалльной шкале Ликерта (Likert scale). Обработка результатов исследования выполнялась с помощью программ Word, Microsoft Excel.

Результаты исследования. Исследование расширило представление о специфике мотивационно-ценностного, содержательно-процессуального и профессионально-личностного компонентов профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в инклюзивной практике. По итогам проведенного исследования выявлено, что у большинства педагогов-дефектологов, работающих в условиях образовательной инклюзии, показатели компонентов готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями приближаются к отметке 60%, что выше, чем у педагогов общей практики.

Обсуждение и заключения. Исследование позволило получить новые факты, способствующие расширению современных представлений о специфике проявления компонентов готовности педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в инклюзивной практике. Полученные данные, во многом, объясняют мотивацию педагогов к реализации образовательной инклюзии. Данная проблематика может получить свое развитие в разработке новых подходов к формированию готовности педагогов к работе в инклюзивной практике в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности организаторами инклюзивного образовательного процесса.

Ключевые слова: инклюзивная практика, готовность педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, коррекционно-развивающий процесс, педагоги общей и коррекционной практики

Ссылка для цитирования: Лапп Е. А., Ярикова С. Г. Готовность педагогов общей и коррекционной практики к работе в условиях образовательной инклюзии // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 335-350. doi: 10.32744/pse.2019.4.26

pdf-iconПолный текст (PDF)

Информация об авторах:

Лапп Елена Александровна (Россия, Волгоград) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии. Волгоградский государственный социально-педагогический университет. ORCID ID: 0000-0002-5411-915X. E-mail: lapp-elen1965@mail.ru

Ярикова Светлана Георгиевна (Россия, Волгоград) - Доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии. Волгоградский государственный социально-педагогический университет. E-mail: yarikova@list.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: